Мораль как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Мораль как способ освоения мира многофункциональна. Она многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человечества ей приходится решать различные по содержанию задачи.
Мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии, т. е. всеми признаками, которые позволяют говорить о ней как об особом качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни.

Содержание работы

Введение
1. Проблема происхождения морали.
2. Функции морали в обществе.
3. Моральная норма и ее специфика
4. Мораль и нравы, удвоение морали.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Имеются профессии, предметом  труда которых является личность. Это медицинская, педагогическая, культурно-просветительная деятельность и др. Наличие качественно специфических нравственных характеристик для таких профессий, как врач, учитель, журналист, юрист и других, рассматривается как важный аспект профессиональной пригодности. Такие особенности трудовой морали связаны с профессиональной этикой.

Профессиональная этика  – это вид трудовой морали, выступающий  в виде норм, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, объектом труда которых является личность или социальные группы.

Термин «этика» (древнегреч. «ethos» – «нрав», «обычай») был  введен еще Аристотелем в IV в. до н. э. как учение о нравственности, морали. Первые нормативы профессиональной этики можно отнести к Гиппократу, сформулировавшему нормативы медицинской этики.

Исторически понятия «этика»  и «профессиональная этика» сложились  давно, поэтому термин «профессиональная  этика» употребляется как медицинская, судебная, научная, театральная и  др.

Разумеется, возникновение  профессиональной этики было обусловлено  общественным разделением труда, возникновением различных видов деятельности, профессий. Конкретные профессии основаны на конкретных моральных принципах, или профессиональных нравственных нормативах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Моральная  норма и ее специфика

Моральные нормы регулируют внутреннее поведение  человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе.
Моральные нормы фиксируются в заповедях  и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.

Моральные нормы  не могут предусмотреть всего  многообразия жизненных ситуаций, с  которыми сталкивается человек еще  в раннем возрасте. Значительно более  ценной является способность к моральному поведению в широком спектре жизненных ситуаций, не предусмотренных конкретными правилами поведения.

Выполнение  моральных норм может быть вынужденным  и внешним по отношению к личности человека и поэтому соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и престижа до материальных и других благ. Нравственность же формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно, не предполагает каких-либо внешних наград и является внутренним и органичным.

Моральные нормы  всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени  их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения. Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность. Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий

Моральные нормы  определены в каждой культуре («Что такое хорошо и что такое плохо»), разрешенное и запретное, желаемое и нежелаемое. Нарушение моральных норм рассматривается общественной моралью, как покушение на устои общества. Примеры: убийство, грабеж.

Некоторые нормы  меняются по мере изменения общества, например, в некоторых странах  историческое отношение к изнасилованию ужесточается, а к гомосексуализму — смягчается. Эту тенденцию можно связать с развитием понятия «права человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мораль и нравы, удвоение  морали.

Мораль как форма  общественного сознания рождается  в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов.

Нравственность конкретного  человека есть освоенная, внутренне  принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся  на мировоззренческие убеждения  и чувство совести.

Научная концепция происхождения, сущности морали и нравственного воспитания разработана, например, в марксистско-ленинском учении о формах общественного сознания. Эта теория подчеркивает конкретно-исторический характер морали, подвергает сомнению идею вечной и неизменной нравственности, подчеркивает ее объективный классовый характер. Анализ соотношения и взаимодействия классовой и общечеловеческой морали сохраняет свое научно-теоретическое и практическое значение и сегодня,

В связи с введением  в нашем обществе многоукладности, многообразия форм собственности происходит социальное расслоение, а вместе с ним и расхождение представлений, понятий о моральных принципах и нравственном поведении. Так, например, в одних социальных слоях сохраняется негативное отношение к эксплуатации человека человеком; в других — не видят ничего безнравственного в частичной эксплуатации, в создании резервной армии безработных, в поляризации богатства и бедности.

Вместе с тем нельзя не видеть, что по сравнению с  периодом Октябрьской революции  произошли изменения в области  экономики и всей идеологической надстройки. В обществе накоплен опыт централизованного планирования, морально-политического единства. Выработан ряд общих духовных и нравственных ценностей. Все это дает возможность сегодня говорить о приоритете общечеловеческих моральных императивов перед классовыми. К пониманию необходимости морального единства в обществе подталкивает и горький опыт сегодняшнего роста социальной напряженности, разрушительных последствий забастовок, межнациональных столкновений. Приоритету общечеловеческих ценностей способствуют и глобальные процессы и взаимодействия. Это единство мирового экономического хозяйства и разделение труда, экологическое единство планеты, единство культуры, опасность атомной войны, невозможность в одиночку справиться с голодом, болезнями, последствиями природных катастроф, стихийных бедствий. Все это, конечно, не снимает проблем социально-классового противостояния людей и классового подхода к морали. Однако в диалектическом взаимодействии классовых и общечеловеческих императивов общечеловеческие интересы и ценности выходят на первый план, освобождают людей от классового ослепления, позволяют смотреть на классовые противостояния, противоборства сквозь призму нового мышления.

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собой сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки, переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих  себя, познание своей сущности, определение  своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях, познание себя, определение нравственной позиции, проявление нравственной воли. Нравственные искания постоянно ставят школьников перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением.

Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, к бесхарактерности и в конечном счете к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.

Заключительным компонентом  нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки, которые возникают и закрепляются в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. Наступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравственное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающимся в контроле.

Нравственность неразрывно связана с другими формами  общественного сознания. Особенно тесно она переплетается с правом. Моральное воспитание обеспечивает правопослушное поведение людей.

 

 

 

 

Заключение

  Сегодня, осмысливая критически пройденный путь, мы не можем не видеть, какой ущерб морали нанес культ личности, сколько бед натворила коррупция, продажность, преступные дела отдельных руководителей.

Не учитывая  этого, говорить о морали, о нравственности и культуре – значит уходить от реальной жизни, впадать в отвлеченные  рассуждения, выдумывать абстрактные  схемы.

        Безусловно, мораль - сложное общественное явление, выполняющее важную функцию регулирования отношений и поведения людей. Здесь можно выделить два аспекта или две структурные части: моральное создание и моральную практику (моральные отношения и моральная деятельность людей).

       Моральное сознание- совокупность  норм и принципов, предъявляемых  обществом к поведению его  членов. Сюда же относятся нравственный  идеал, нравственные чувства и  качества людей. Собственно моральные  понятия –добро и зло, совесть, ответственность, долг, честь и достоинство, смысл жизни и счастье - обобщают в себе разные стороны отношения человека к окружающей действительности и к другим людям.

       Моральные нормы, принципы и  идеалы, моральные свойства и  качества людей реализуются в поступках, поведении и отношениях, что составляет практическую основу морали. Только в практической деятельности и в конкретных отношениях может проявить человек свою нравственную сущность, такие моральные качества, как гуманность, трудолюбие, честность (или нечестность), справедливость (или несправедливость), альтруизм (или эгоизм).

       Моральное сознание и моральная  практика находятся в диалектической  взаимосвязи: они взаимообусловливают  и дополняют друг друга, хотя  и не тождественны по своему  содержанию и не всегда органически взаимопереплетены.

       Моральная оценка применима ко  всем сферам деятельности отдельного  человека, целого коллектива, общества, государства. Но «только на  хорошо ухоженной почве культуры  вырастает новый культурный пласт».

       Нормативное содержание морали составляют и так называемые простые нормы и правила поведения, которые также регулируют общение людей, однако носят более конкретный, локальный характер. К ним относятся и элементарные правила вежливости.

       Моральные требования не содержат в себе конкретных рекомендаций на все случаи жизни, они предназначены для формирования внутреннего, духовного мира человека. Правила этикета очень конкретны и направлены больше на регулирование внешних форм общения, они дают тактические рекомендации поведения в заранее оговоренных условиях и ситуациях.

Нормы морали, этикета, нравственности, культуры – они  не закреплены законодательно, они  находятся в нашем подсознании  и понимании необходимости их соблюдения.

               Нет ничего проще, чем вести себя как принято, не доставляя хлопот окружающим и чувствуя себя свободным. И нет ничего труднее, чем овладения данной свободой, иначе говоря, хорошими манерами, для того, кто не осознал значения этих манер в повседневной жизни.              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

нормативно-правовые документы

 

  1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. - Приказ МВД РФ N 1138 от 24.12.2008. – М., 2009. – 48 с.
  2. Основные принципы этики полицейской службы // Этика сотрудников правоохранительных органов. ─ М.,1999. С.485 ─ 491.
  3. Положение о службе в органах внутренних дел РФ. от 23.12.1992.// Профессиональная  этика  сотрудников правоохранительных органов. - М.,1999. С.362 ─ 363.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции".

Информация о работе Мораль как общественное явление