Экономические отношения между Россией и Китаем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Китайская Народная Республика бурно наращивает темпы развития : в ее экономику инвестируется, по данным британского журнала "Тhе Есоnоmist", до 80% всех капиталовложений, которые направляют иностранные инвесторы в регион. Это означает только одно: Запад и Восток будут все быстрее идти навстречу друг другу, все эффективнее развивать экономические отношения.

Содержание работы

Введение. 2
Экономические отношения между Россией и Китаем. 3
Перспективы торгово-экономических отношений России и Китая в сфере среднего и малого бизнеса. 12
Развитие экономических отношений в других отраслях промышленности. 18
Заключение. 20
Список используемой литературы. 21

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН: 

                                                                        Стр.

  1. Введение.          2
  2. Экономические отношения между Россией и Китаем.   3
  1. Перспективы торгово-экономических отношений  России                             и Китая в сфере среднего и  малого бизнеса.      12
  1. Развитие  экономических отношений в других отраслях        промышленности.         18
  2. Заключение.          20
  3. Список используемой литературы.      21
 

 

Введение. 

      Китайская Народная Республика сегодня по праву  считается первым среди партнеров  нашей страны в Азии - и по приоритету, и по перспективам дальнейшего сотрудничества. Обе страны видят мощный потенциал для укрепления и интенсивного развития экономических отношений: в ближайшие годы товарооборот России и Китая должен "увеличиться практически в четыре раза и достичь 24 млдр. долларов (пока в объеме внешнеторгового оборота нашей страны доля КНР составляет около 5%, удельный же вес российских товаров и сырья во внешней торговле нашего азиатского соседа и вовсе почти вдвое меньше).

      В Китае постоянно растет спрос  на российские товары, в первую очередь сырье, энергоносители, листовую сталь, удобрения. В последние годы в российском экспорте увеличилась доля лесоматериалов, целлюлозы, бумаги, особое место занимают поставки машин и оборудования в соответствии с межправительственными соглашениями. Структура китайского импорта традиционна, две основные его группы - это товары народного потребления, которые год назад составляли 70%, и продукты питания (около 12%).

      Сотрудничеству  РФ и КНР уделяется большое  внимание на самом высоком уровне, создана двусторонняя межправительственная комиссия.

Активно участвуют в экономической интеграции наших государств российские перевозчики: и Министерство транспорта, и МПС  постоянно ищут варианты оптимизации  транспортной составляющей грузопотока  экспорта и импорта. В частности, для сокращения времени транспортировки открыта новая линия Шанхай - порт Восточный.

      Среди российских экспедиторских компаний на китайском рынке перевозок ведущие  позиции занимает мультимодальная  транспортная компания "ЮниТранс", один из крупнейших экспедиторов России. Мы активно работаем в Китае. Так, по итогам прошлого года МТК "ЮниТранс" перевезла более 4 млн. тонн экспортно-импортных грузов.

      Сегодня Китайская Народная Республика бурно  наращивает темпы развития : в ее экономику инвестируется, по данным британского журнала "Тhе Есоnоmist", до 80% всех капиталовложений, которые направляют иностранные инвесторы в регион. Это означает только одно: Запад и Восток будут все быстрее идти навстречу друг другу, все эффективнее развивать экономические отношения.  

Экономические отношения между  Россией и Китаем

      С конца 70-х годов китайское руководство  радикально изменило социально-экономический  курс и приступило к глубоким и  всесторонним реформам централизованно-плановой экономики, а также начало проводить "открытую политику". Преобразования в народном хозяйстве нацелены на формирование китайского варианта социальной рыночной экономики.  "Открытая политика" предполагает интеграцию Китая в мировой рынок, причем не только за счет развития внешней торговли, но и путем широкого привлечения в страну зарубежных инвестиций.

      Результаты  нововведений столь впечатляющи, что  вполне можно говорить о “китайском чуде”. В период реформ среднегодовые  темпы экономического роста составили  около 10%. Согласно весьма авторитетным прогнозам, в обозримом будущем быстрый подъем китайской экономики продолжится, и примерно к 2020 г. по своим масштабам она вполне может сравняться с американской.

      За  неполные двадцать лет объем внешней  торговли Китая возрос примерно в  полтора десятка раз и достиг в 1996 г. почти $300 млрд. Ожидается, что в 2000 г. внешнеторговый оборот КНР возрастет до $450 млрд., а к 2005 г. - до $650 млрд.

      Валютные  запасы страны превысили $100 млрд. Правда, внешний долг составил $115 млрд., но 90% его суммы приходится на долго- и среднесрочную задолженность, и особых проблем с его обслуживанием не возникает. Платежеспособность КНР не вызывает сомнений у зарубежных кредиторов, и они охотно продолжают ссужать деньги Китаю.

      На  конец 1996 г. в КНР зарегистрировано около 280 тысяч предприятий с иностранными инвестициями, из которых более 130 тысяч вступили в строй. Общий объем вложенных из-за рубежа капиталов составил свыше $160 млрд. Предприятия с иноинвестициями обеспечивают почти 20 млн. рабочих мест (около 10% всех занятых в городах) и дают 15% валового промышленного производства и примерно 40% экспорта страны.

      Если  в 80-е годы в КНР шел в основном мелкий и средний капитал из Гонконга и от китайской эмиграции, то в 90-е  в Китай устремились крупнейшие транснациональные корпорации, поверившие в стабильность политики Пекина и огромные возможности китайского рынка.

Российско-китайское  экономическое сотрудничество обладает огромным потенциалом развития в  силу географической близости наших  стран, взаимодополняемости их экономик, высокого уровня политических отношений и множества других факторов. Россия и Китай имеют солидную договорно-правовую базу хозяйственных связей. Она включает принципиальные межправительственные соглашения о торгово-экономических отношениях, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о научно-техническом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности и т. д. Кроме того, подписаны десятки межведомственных соглашений.

      В то же время реальные масштабы экономического сотрудничества пока не впечатляют. В 1996 г. объем товарооборота составил $6,84 млрд., в том числе российский экспорт был равен $5,15 млрд., а российский импорт - $1,69 млрд.

      Китай в настоящее время является третьим  по значению торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья (после Германии и США). В общем  товарообороте РФ доля торговли с КНР составляет 4,7%.

Россия  по объему товарооборота является восьмым  торговым партнером Китая (после  Японии, США, Гонконга, Южной Кореи, Тайваня, Германии и Сингапура). В  общем товарообороте КНР доля РФ составляет 2,4%.

Ведущими  составляющими российского сырьевого экспорта являются черные металлы, удобрения, машины и оборудование, цветные металлы, химические товары, минеральное топливо и масла, рыба и морепродукты. На их долю в целом приходится 89,9% общего объема экспорта России, а на машинотехническую продукцию - 18%.

      Основой структуры российского импорта  из КНР являются товары народного  потребления и продукты питания, которые в сумме составляют 78% всего импорта России из Китая.

      Китайские капиталовложения в экономику России продолжают осуществляться в основном в виде учреждения совместных предприятий. Российско-китайские СП создаются в большинстве своем в приграничных районах в отраслях с быстрой оборачиваемостью капитала. По оценкам самих китайцев, общее количество российско-китайских СП на территории РФ ориентировочно составляет более 1000 (около 8% от количества предприятий в РФ с зарубежным инвестициями), из них, по данным МВТЭС КНР, более 200 являются неторговыми с китайскими капиталовложениями $95,8 млн.

      Китайская сторона проявляет интерес к  направлению инвестиций в электронную, химическую, космическую, авиационную, металлургическую, легкую и пищевую отрасли российской промышленности. Отмечается возросшее внимание со стороны китайских средних и малых компаний к учреждению на территории России СП в области производства стройматериалов, одежды, обуви, деревопереработки и фотоуслуг.

В Китае  создано порядка 1500 предприятий  с участием российского капитала с объемом инвестиций примерно в $200 млн. Следует отметить, что созданные  в Китае предприятия с российскими инвестициями относятся к категории мелких. Средний размер вклада российского участника в уставный фонд совместных предприятий в несколько раз меньше среднего показателя по всем китайско-иностранным СП.

      На  российские инвестиции в Китае приходится лишь 0,01% всех иностранных капиталовложений на его территории.

      В 1996 г. в системе регулирования  внешнеэкономических связей КНР  произошел ряд изменений, которые  оказали и будут оказывать  заметное влияние на развитие российско-китайских  торгово-экономических связей.

Прежде  всего следует отметить существенное снижение с 1 апреля 1996 г. ставок импортного таможенного тарифа (самое масштабное за всю историю КНР). Снижение коснулось 4963 товарных позиций, в том числе  и машинотехнической продукции  той номенклатуры, которая поставляется из России. Средний уровень таможенного обложения был снижен с 35,9% до 23%. Данную меру можно однозначно оценить как позитивную в плане расширения российского экспорта в Китай.

      Что касается российского импорта, то происшедшие  в прошлом году изменения имеют для него знак “минус”: с 1 января 1996 г. в Китае были снижены нормы возврата экспортерам НДС, уплаченного с вывозимой продукции. Это существенно снизило заинтересованность производителей и внешнеторговых организаций в поставках товаров за рубеж, привело к сокращению темпов прироста китайского экспорта в целом и в Россию в частности. Отмена квотирования экспорта 17 видов товаров, будучи объективно мерой, стимулирующей вывоз продукции, не смогла компенсировать деструктивное влияние снижения норм возврата НДС.

Прямое  влияние на двусторонние связи оказал введенный с 1 апреля 1996 г. новый порядок  осуществления приграничной торговли. Теперь к ней относятся только экспортно-импортные операции, осуществляемые компаниями в узкой приграничной полосе. Лишь эти компании и только в течение переходного периода (1996 - 1998 гг.) имеют право на уплату всех таможенных платежей в размере 50% от базовой ставки. Иными словами, льгот лишились китайские внешнеторговые компании, на которые приходилась основная доля приграничной торговли и которые были расположены, как правило, в административных центрах провинций северо-востока Китая.

      Одновременно  были отменены льготы для бартерной  торговли, в том числе упрощенный порядок получения импортных  лицензий.

Эти меры, сыграв положительную роль в стимулировании перехода к более совершенным формам приграничной торговли, в то же время в известной степени ухудшили условия осуществления внешнеторговых операций.

Среди других изменений режима внешнеэкономической  деятельности в Китае следует упомянуть разрешение создавать в экспериментальном плане внешнеторговые компании с участием иностранного капитала. Данное решение в принципе открывает возможность для крупных российских внешнеторговых организаций путем создания СП в Китае активизировать свою деятельность на китайском рынке, использовать его потенциал для расширения как российского экспорта, так и импорта.

      В целом, оценивая изменения в китайском  законодательстве в 1996 году, следует  отметить, что, как и в предыдущие годы, на развитие внешнеэкономического законодательства КНР существенное влияние оказывала перспектива присоединения Китая к ВТО. С точки зрения влияния на российско-китайскую торговлю, изменения во внешнеэкономическом регулировании КНР дали стимул дальнейшему росту российского экспорта в Китай, но не создали импульса для увеличения импорта России из КНР.

      Нынешний  уровень экономических связей не устраивает ни Россию, ни Китай. Во время  встречи Президента России Б. Н. Ельцина  и Председателя КНР Цзян Цзэминя  в апреле 1996 г. в Пекине была поставлена задача в ближайшие годы увеличить объем двусторонней торговли до $20 млрд. Стороны также договорились о том, чтобы усилить государственную поддержку экономическому сотрудничеству, поставив его под контроль премьеров.

      В результате совместных усилий была сформирована новая организационная структура, получившая название “механизм регулярных встреч глав правительств России и  Китая”. В декабре 1996 г. во время  рабочего визита в Москву премьера Госсовета КНР Ли Пэна (который считается первой регулярной встречей) этот механизм был официально запущен, а в июне 1997 г. в Китае в ходе второй встречи премьеров В. С. Черномырдин и Ли Пэн подписали межправительственное Соглашение о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая.

      В соответствии с Соглашением, встречи  глав правительств проводятся не реже, чем один раз в год поочередно в России и Китае для обсуждения наиболее значимых вопросов двустороннего  экономического сотрудничества.

Информация о работе Экономические отношения между Россией и Китаем