Автомобиль легенда - «Москвич-408

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:04, реферат

Описание работы

«Москвич 408» стал бестселлером «Автоэкспорта» и символом международного признания отечественного автомобилестроения в европейских странах, а для советского автолюбителя - предметом роскоши и причиной многолетней очереди за заветной машиной. В далеких 60-х Советский Союз открыл новую эру не только в исследовании космоса, но и в отечественном автопроме. Если многоступенчатая ракета, вывела на околоземную орбиту космический корабль, пилотируемый Ю.А. Гагариным в 1961 году, то уже в 1964, с конвейера на земные дороги сошел первый «Москвич», марки «408». А уже через два года, этот крепкий «броневичок», получил орден Трудового Красного Знамени.

Файлы: 1 файл

Реферат Кузнецов Д.А..docx

— 109.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)

 

 

 

 

 

Реферат

На  тему: Автомобиль легенда - «Москвич-408»

 

 

 

 

 

Студент группы 1-АТ-3:

                                                                                                                                      Кузнецов Д.А.

                                                                                                                                  Преподаватель:

                                                                                                                                            Савин Б.М.

 

 

 

                                                               МОСКВА

                                                                    2012

 

 

                                           Введение

Сегодня понятие «Народный  автомобиль» к сожалению исчезло. А ведь еще совсем недавно таковым  считался наш «Запорожец», «Жигули» и конечно же «Москвич».

 «Москвич 408» стал бестселлером «Автоэкспорта» и символом международного признания отечественного автомобилестроения в европейских странах, а для советского автолюбителя - предметом роскоши и причиной многолетней очереди за заветной машиной. В далеких 60-х Советский Союз открыл новую эру не только в исследовании космоса, но и в отечественном автопроме. Если многоступенчатая ракета, вывела на околоземную орбиту космический корабль, пилотируемый Ю.А. Гагариным в 1961 году, то уже в 1964, с конвейера на земные дороги сошел первый «Москвич», марки «408». А уже через два года, этот крепкий «броневичок», получил орден Трудового Красного Знамени.

Сейчас мало кто вспоминает об этом автомобиле. Верную память хранят о нем некоторые дедушки и  бабушки, но среди автолюбителей  есть и те, которые дали этой машине новую жизнь. Я и сам являюсь  владельцем автомобиля данной модели, и именно эта машина имеет очень  длинную и увлекательную историю, которая заставила меня удивляться и гордиться за Советский автопром! 

 

 

 

 

 

             Особенности московского автомобилестроения.

Как правило, смена моделей  на Московском заводе малолитражных автомобилей (с 1969года-Московский автомобильный завод им. Ленинского комсомола) заключалось в том, что новая модель на конвейере не в один момент заменяла старую, а новые узлы и детали постепенно внедрялись на предыдущей. Кузов - самая сложная и дорогая часть машины, всегда несколько запаздывал за агрегатами и появлялся на конвейере последним, обычно в то время, когда завод уже был готов осваивать узлы следующей модели. Плюсов у такой тактики было много: заводу было легче проводить поэтапную модернизацию выпускаемой продукции, чем перестраивать все производство разом. Новшества быстро попадали на конвейер – не нужно было дожидаться освоения абсолютно новой модели. А главное, сохранялась преемственность машин разных поколений, что упрощало их ремонт и модернизацию в дальнейшем.

Проектирование базовой  модели третьего поколения «Москвичей»  началось в 1959 году и велось в течение  нескольких лет. При этом особое внимание на «Москвиче-408» уделили дизайну, так как его агрегатная база осталась практически без изменений по сравнению с предыдущими моделями «403» и «407». Многое для него было заимствовано от переходного «Москвича-403», в котором сочетались новые, только что освоенные в производственные узлы с серьезно модернизированными агрегатами, и старый кузов второго поколения. По большому счету, перед конструкторами стояла задача создать современный кузов для уже существующих агрегатов.

На этапе поиска новой  формы предлагалось множество вариантов  внешнего вида, воплощенных позже  в пластилиновых и деревянных макетах. Ранние эскизы, которые задали направление дальнейшего развития темы «408-ой» модели, принадлежали Борису Иванову. На фоне отечественных и зарубежных одноклассников «Москвич-408» выглядел очень стильно. Его строгий кузов с обилием плавных, ниспадающих от передки к задней части линий больше напоминал лимузин, чем малолитражку. Солидности «Москвичу» добавила и пониженная общая высота кузова, в основном за счет применения «маленьких» 13-дюймовых колес. Кстати, колеса такого размера среди всех советских легковых автомобилей впервые были применены именно на «Москвиче». Кроме стандартного двухфарного варианта оформления передка, существовал и претенциозный четырехфарный, что еще больше роднило малолитражку с дорогими автомобилями. Машины с четырехфарным оформлением предназначались в основном на экспорт или производились в специальной комплектации. И получить «четырехфарник» могли только избранные советские граждане, например, по чекам «Внешпосылторга».

«Москвич-408» был первой в стране машиной, чей кузов прорабатывался с точки зрения пассивной безопасности. Он же стал первым советским автомобилем, который на полигоне НАМИ в Дмитрове подвергли лобовому удару о бетонный куб – краш-тесту. Также в конструкции этого легкового автомобиля был впервые в СССР применен капот с навеской на передних петлях. Считалось, что такой капот никогда не откроется на ходу встречным потоком воздуха при неисправности замка.

Рука дизайнера-конструктора коснулась и внутреннего убранства  автомобиля, где стал господствовать советский пост-аэрокосмический стиль с преобладанием синтетических материалов: пластмассы и цветного кожзаменителя. Главное место в интерьере автомобиля теперь занимал щиток приборов, собравший в один блок все контрольные приборы и сигнальные лампы. Оригинальным дизайном отличался и новый сплошной диван спереди ( на первых выпусках автомобиля до 1968 года ). Салон «четыреста восьмого» кажется очень просторным (даже исходя из собственных наблюдений) – причиной тому удачные цветовые решения. Неплоха и эргономика. Задние пассажиры, правда, слегка обделены комфортом (сказывается небольшая база машины), тем не менее, люди среднего роста размещались здесь свободно, не упираясь головой в потолок. А огромное панорамное ветровое и задние стекла, тонкие стойки кузова обеспечивали отличный обзор.

В то же время, в техническом  плане «Москвич-408» можно назвать  консервативным и очень крепким  автомобилем. Он комплектовался двигателем в 1358 см3 мощностью всего 50 л.с. это слегка модернизированный мотор модели «407», конструкция которого своими корнями уходит еще в довоенную эпоху, к двигателю автомобиля Opel Kadett: в блоке – внутренний распредвал, приводящий косозубой текстолитовой шестерней, штанговый привод клапанов, чугунный блок, трехопорный коленвал, неполнопоточная раздельная фильтрация масла. Повышение мощности двигателя достигалось за счет изменения впускного коллектора и нового двухкамерного карбюратора К-126, специального воздушного фильтра. Видно, что ничего сверхъестественного в его конструкции не было, но этот силовой агрегат отличался высокой надежностью и прекрасной тягой на низких оборотах, хорошо работал даже в экстремальных условиях.

Вдобавок крепкая многорычажная  передняя подвеска, такая же, как  у «Москвича-403», и чуть измененная задняя рессорная задняя неплохо  сочетались с нашими не самыми лучшими  дорогами. В результате люди, эксплуатировавшие «Москвич-408» в сельской местности, всегда нахваливали его за незаурядную проходимость.

Трансмиссия «Москвича-408», по сравнению с предшественниками, претерпела лишь незначительные изменения. По большому счету, изменилось лишь передаточное число главной пары – 4,22 – в  связи с применением на машине 13-дюймовых колес. Зато в тормозных  барабанных механизмах появилась авторегулировка  – редкость для массовых малолитражек в 60-х годах. Это нововведение позволило несколько сократить объём технического обслуживания  автомобиля.

Модернизация

 С 1967 года в том  же кузове, что и «Москвич-408»,  параллельно, во все возрастающих  объемах, стал выпускаться более  современный «Москвич -412». Внешне  не отличаясь от 408-го, он получил  новый двигатель, передние дисковые  тормоза и многие другие прогрессивные  агрегаты. В феврале 1969 года с  целью повышения безопасности  выпускаемые автомобили стали  оснащаться мягкими накладками  на панель приборов и на  внутренние стоки кузова. В декабре  этого же года обе модели  получили модернизированный кузов  панели и горизонтальными, а  не вертикальными фонарями сзади.

С 1971 года панель приборов автомобилей  вновь изменилась – теперь все  видимые ранее металлические  части оказались скрыты под слоем  пенополиуретана. В 1973 году в салоне произошли более серьезные изменения: рычаг стояночного тормоза, до того находившийся под панелью приборов, стал устанавливаться между передних сидений, а рычаг переключения передач переместился с рулевой колонки на моторный туннель на полу. Отличить внешне «408» и «412» модели в этот период практически невозможно, есть лишь небольшие детали, характерные для той или иной модели: у «Москвича-412» должен хорошо просматриваться за передней юбкой кузова полнопоточный масляный фильтр; диаметр выхлопной трубы у новой модели было существенно больше, чем на «408-м».

Существовало две основные причины сохранения выпуска «Москвича-408» после освоения нового «412-го»: Уфимский моторный завод был не готов обеспечить новыми двигателями весь объем производимых на АЗЛК автомобилей, да и для сельских районов с плохими дорогами и слабо развитым сервисом «408» оказывался предпочтительней.

Миллионный 

Весной 1967 года Московский завод  малолитражных автомобилей отмечал  важное событие в своей жизни  – выпуск миллионного автомобиля. Юбилейной машиной стал светлый «Москвич-408» в экспортном исполнении, с заветной цифрой на решетке радиатора. Этому экземпляру выпала честь остаться на МЗМА и положить начало заводской коллекции автомобилей. Впоследствии к нему присоединились двухмиллионный «Москвич-412» и трехмиллионный «Москвич-2140», а также множество других отреставрированных «Москвичей», «КИМов» и «Фордов» 30-х годов, выпущенных на московском заводе. Для уникальной автомобильной коллекции в начале 80-х годов даже было построено необычное новое здание в виде летающей тарелки у одного из выходов станции метро «Текстильщики». На многие годы этот музей стал своеобразной Меккой для любителей марки «Москвич». К сожалению, после того как перестал существовать сам завод «Москвич», прекратил существование и его музей. В 2008 году здание в форме летающей тарелки окончательно передали новому собственнику, а коллекцию автомобилей распределили по другим московским музеям.

Экспорт

«Москвич-408» долгое время  был самым экспортируемым советским  автомобилем. Его международный  дебют состоялся в 1964 году на лондонском автосалоне в Earls Court Arena. Почти одновременно с этим, новый «Москвич» стал блистать на международных соревнованиях по ралли, удивляя европейцев надежностью и прочностью. К тому же «Москвич» оказался значительно дешевле зарубежных аналогов при более богатой комплектации – в нее входил полный набор инструментов, прилагавшийся к каждой машине, омыватель ветрового стекла, двухскоростной стеклоочиститель, огни заднего хода, обилие декоративных элементов, добавлявших внешней солидности, и транзисторный приемник АТ-64 с полутораметровой телескопической антенной. Причем, помимо приема диапазонов ДВ и СВ, приемник обеспечивал еще и регулировку тембра!

Дальние родственники

Simca 1300 Berline (1963 год)

Один из поисковых опытных  образцов «Москвича-408», созданный в 1961-1962 годах оказался очень похожим  на этот французский автомобиль, появившийся  на свет чуть позже. Советских конструкторов  такой дизайн машины не устроил, и  для нового «Москвича» они выбрали  совсем другое внешнее оформление. Лучше или хуже- теперь уже трудно доказать, но факт остается фактом: Simca 1300 в 60-х годах оказалась очень популярной в Европе, отчасти благодаря своему удачному дизайну.

Fiat 1300 Berline (1961 год)

Отчасти этот автомобиль не имеет с нашим «Москвичом»  никаких общих корней, но тем не менее, некоторые конструктивные решения  и даже элементы внешней отделки  автомобилей перекликаются. Это  лишний раз подчеркивает то, что  автомобильные конструкторы и художники-дизайнеры, работавшие в МЗМА, очень точно угадывали тенденции мировой автомобильной моды, и создавали машины ничуть не хуже европейских, а может быть, в чем то даже лучше.

Спорт

Автомобили «Москвич-408»  широко использовались в спортивных соревнованиях, особенно в шоссейных  гонках, ралли и кольцевых гонках. В общей сложности на этих машинах  выиграно девять золотых медалей  чемпионатов страны. Автомобиль успешно выступал в своем классе в международных соревнованиях, в том числе на ралли «Рейд польский» (Польша, 1965), чехословацком ралли «Валтава» и на греческом «Акрополисе» в 1966году, чем привлек к себе внимание за рубежом. Секрет «четыреста восьмого» заключался в выносливости, не свойственной многим зарубежным одноклассникам, но характерной для советских автомобилей.

«Москвич» в кино

Фильм Леонида Гайдая, вышедший на экраны в 1968-ом, спустя почти 30 лет, в 1995 году, был признан лучшей отечественной  комедией. И это неудивительно: звездный актерский состав обеспечил незатейливой по сюжету истории феерический успех. Разумеется, в самом модном фильме (только в 1969 году аудитория составила 76,7 млн. человек!) появилась самая  модная машина 60-х, красный «Москвич-408». А захватывающие трюки с участием автомобиля и всенародно любимых  артистов укрепили представление советских  граждан о «408-ом» как об исключительно  надежной и даже слегка авантюрной машине.

Также автомобиль «Москвич-408»  эпизодически появляется в фильме «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя» и видеоклипе на песню группы «Объект насмешек» «Комсомольский билет».

Модификации

«Москвич-426»

Модификация с кузовом  «универсал» выпускалась с 1967 года. Задние сиденья автомобиля могли  складываться и образовывать ровную площадку для перевозки всевозможных грузов. Несмотря на заложенную универсальность  применения и явную заинтересованность в машине широких слоев населения, «Москвич-426», тем не менее, поступал в розничную продажу в весьма ограниченных количествах, а большинство изготовленных автомобилей использовалось в основном различными торговыми организациями как развозные автомобили.

«Москвич-408-турист»

Построенные в двух экземплярах  на базе серийного «Москвича» эти  автомобили стали попыткой создать  модификацию с открытым кузовом. Чтобы придать несущему кузову достаточную жесткость на кручение, к его днищу приварили Х-образную поперечину. «Туристы» имели два полноценных сиденья спереди и два так называемых «детских» места во втором ряду. На случай непогоды автомобили комплектовались съемным жестким верхом. Но проект не заинтересовал руководство отрасли – машины так и остались опытными образцами.

Информация о работе Автомобиль легенда - «Москвич-408