Сущность малых предприятий и их место в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной тематики обусловлена важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном новой экономики. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создаёт благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведёт к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости, в которой малый бизнес предоставляет не менее половины рабочих мест в экономике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
ГЛАВА 1. Малые предприятия и их развитие в современных условиях…..….4
1.1 Сущность малых предприятии и их место в экономике России…………4
1.2 Перспективы малого бизнеса в России…………………………….……….5
1.3 Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе………………….7
ГЛАВА 2. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Двина-Транс»………………………………………………………………..…9
2.1 Характеристика предприятия ООО «Двина-Транс»…………….………11
2.2 Общие сведения ООО «Двина - Транс»………………………..………….12
2.3 Структура управления……………………………………………….…….12
2.4 Анализ рынка………………………………………………………………13
2.5 Анализ финансового состояния предприятия…………………………...…15
ГЛАВА 3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем…………………………………………………………………………..19
3.1 Преимущества малого бизнеса……………………………………………..19
3.2 Проблемы малого бизнеса…………………………………………………..22
3.3 Государство и малый бизнес……………………………………………...…24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………....28

Файлы: 1 файл

катя.rtf

— 298.50 Кб (Скачать файл)

 

  Итак ,имея пять автобусов предприятие ООО «Двина Транс» ,  в среднем имеет прибыль в размере 1 023 000 руб.

Недостатки в организации перевозок по мнению рядового потребителя услуг.

Уже при температуре - 20 градусов маршрутов  на линии становится значительно меньше. С понижением температуры значительно уменьшается число автобусов, об этом я знаю не понаслышке. Так как сама живу в северном округе, в маймаксе, порой до дому добраться очень сложно, и не всегда, конечно, тому виной морозы, иногда это просто желание работников поскорее вернутся домой.

Так же наш общественный транспорт останавливается не на своих остановках, или вовсе не останавливается, что приводит к нарушению движения автобуса. В связи с этим происходит нарушения графика.

В час пик автобус переполнен, нужно  выпускать либо больше автобусов на линию, либо пускать автобусы большей вместимостью, это в первую очередь касается окраин города, Сульфат и Маймакса.

Автобусы различных маршрутов при движении на дублирующих участках едут с превышением скорости, обгоняя друг друга в процессе движения, с целью максимальной загрузки салона автобуса. Не однократно сама лично, слышала претензии и замечания  в адрес водителя.

Также неоднократно было замечено, что водитель за рулём  курит, разговаривает по телефону, причем, иногда делает это одновременно, пренебрегая правилами безопасности.

При движении автобуса на линии, в холодное время года, некоторые водители не включают отопление салона автобуса.

Также существуют случаи, когда водитель движется не по нормам скорости. В начале своего движения едут с меньшей скоростью, чем положено. А когда выезжает на трассу, соединяющую два района значительно превышает скорость движения.

    От этого страдает качество пассажирских перевозок в целом и с этим надо бороться. У каждого предпринимателя начинающего или уже состоявшегося свои методы. Кто то «рвет отношения» с нерадивыми работниками, а кто то, наоборот, мотивирует и стимулирует своих работников. Предприятие ООО «Двина-Транс» идет по второму пути.  Во первых, все водители и кондуктора проверенные люди, отработавшие не один день в данной отрасли. Во вторых предприятие дает реальную возможность людям зарабатывать и быть заинтересованными в работе. У многих «частников» водители и кондуктора «сидят» на определенном проценте, как правило, на всех маршрутах он разный. Но в среднем это 23% у водителя и 10% у кондуктора. В ООО «Двина-Транс» он 25% и 11%, но если автобус привозит выручку выше плана, а план это 450 билетов на маршруте № 9, то процент зарплаты увеличивается. У водителя он составит 30%, у кондуктора 15%. Я думаю есть смысл выйдя на работу - работать, а не просто кататься. Так же  предприятие при выплате зарплаты не высчитывает с водителя бензин, то есть зарплата начисляется с « грязных денег», а не с чистой выручки. Во многих частных организациях, как раз таки с водителя высчитывают бензин, мотивируя тем, что б нее воровал и экономил. Быть может и есть смысл во всем этом, но мне кажется, если человек захочет украсть, он итак украдет. А замерзать в холодном автобусе, зимой в тридцати градусный мороз, и врагу не пожелаешь.

ГЛАВА 3.Преимущества  и проблемы малого предприятия, пути решения проблем.

3.1 Преимущества малого бизнеса

        Бизнес и предпринимательство есть хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками. Как предпринимательство, так и бизнес -- это самостоятельная, инициативная, осуществляемая на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность любая деятельность отдельных граждан или групп граждан, направленная главным образом на получение экономической выгоды в форме прибыли.

Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью.

    Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия -- это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние -- поставщиками для больших. [5]

     Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Итак, каковы же эти достоинства?

Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию такой атмосферы в малой фирме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

  Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т. е. велика степень риска. Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от воздействия внешней среды. Поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами.

Другим слабым местом малого бизнеса является низкая возможность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточных средств для выплаты высокого процента.

Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.[5]

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные начинания.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм (менеджеров) -- ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия. [5]

3.2 Проблемы развития малого бизнеса в России

          Российская версия основных проблем малого бизнеса с точки зрения непосредственно предпринимателей, которая  была обозначена в результате исследований специалистов ОПОРА России в феврале 2013 года. Предприниматели довольно активно приняли участие в этом мероприятии и охотно делились «наболевшим».

По мнению самих предпринимателей на первом месте в числе негативных процессов рынка, отрицательно влияющих на осуществление бизнеса, было названо падение спроса на продукцию, товары и услуги, предлагаемые российскими предпринимателями. Об этом заявили около 29,6 % бизнесменов. В принципе, учитывая изменчивость спроса, вызванную колебаниями покупательной способности россиян, эта проблема практически неотступно следует за любым игроком отечественного рынка. Что примечательно, в прошлом году эта проблема волновала 45% предпринимателей, а значит, сдвиг в положительную сторону все же произошел.

        Снижение актуальности озвученной проблемы вызвано либо все тем же изменением покупательной способности, либо российский малый бизнес немного изменил номенклатуру своей продукции и услуг в более конкурентоспособном направлении. По крайней мере, последнее виделось наиболее оптимальным средством решения поставленных задач.

29,1 % бизнесменов назвали в качестве второй по важности проблемы в своей работе - дефицит финансовых ресурсов. За прошлый год этим были обеспокоены 37 % предпринимателей. При этом малый бизнес указал, что большинство услуг кредитно-финансовых учреждений в этой области, по-прежнему остаются недоступными или невыгодными для развития,

Не могли не попасть в число проблем малого бизнеса и затраты, влияющие на конечную стоимость выпускаемой продукции. Так, в этот список попали постоянно растущие тарифы на коммунальные и сопутствующие им услуги. Причем такая проблема оставалась стабильно значимой как в 2013 году - 29,1 %, так и в прошлом - 29 %.

Больше стала беспокоить российский малый бизнес возрастающая конкуренция, вызванная увеличением количества «игроков» на большинстве сегментов рынка, занимаемых именно малым и средним предпринимательством. Причем если ранее об этом высказались 19 % опрошенных, то в текущем году такой показатель составил уже 24,3 %.

12,6 % бизнесменов высказались о том, что одной из проблем ведения бизнеса является сложность взыскания денежных средств с покупателей, воспользовавшихся получением товаров и услуг в рассрочку, либо без предоплатной системы расчета. 

А вот так называемое «налоговое бремя» не только не потеряло своего места в списке проблем малого бизнеса, но и упрочило его. Если в прошлом году о его значительности среди расходов компании говорили лишь 15 % предпринимателей, то сейчас о высоких налоговых ставках упомянули 24,8 % опрошенных.

       Несмотря на довольно существенный уровень безработицы, в том числе и среди квалифицированных кадров, возросла степень значимости такой проблемы современного бизнеса, как нехватка грамотного персонала на рынке труда. Эта проблема затронула в текущем году 27,7 % бизнесменов, тогда как аналогичный период прошлого года показал ее актуальность лишь для 8 % предпринимателей.

Тяжелые для российского малого бизнеса условия, устанавливаемые контрагентами и поставщиками сырья, немного облегчились. По крайней мере, 19 % ранее заявлявших об этом предпринимателей, составили в этом году чуть более 10 %. Такая ситуация обусловлена скорее всего тем, что названные поставщики сами испытывают определенный дефицит спроса и нехватку финансовых ресурсов в силу слабой платежеспособности контрагентов, что вынуждает более лояльно относиться к своим потребителям

Среди прочих проблем, прямо или косвенно влияющих на свободу ведения малого бизнеса в стране, предприниматели указали также на проверки контролирующих органов - 7,8 %, коррупцию и преступность - 9,2 %, повышение арендной платы за использование муниципального и государственного имущества - 8,3 %.

Довольно интересно выглядит динамика такой проблемы как инфляция и ослабление курса российской валюты. Если раньше на слабость рубля жаловались 34 % предпринимателей, то сейчас на это указывают лишь 5,3 %. Остается гадать, либо рубль, как следует из заверения государственных финансовых чиновников, действительно укрепляется, либо актуальность данной проблемы «гаснет» на фоне других, более значимых для малого бизнеса процессов.[6]

3.3 Государство и малый бизнес

    Успешное взаимодействие государства и малого бизнеса является  залогом роста экономического благосостояния населения любой страны  

Правительство Российской Федерации одной из важнейших задач развития экономики страны считает помощь в развитии малому бизнесу. По мнению предпринимателей, одной из значительных проблем во взаимодействии государства и малого бизнеса является большое число проверок со стороны контролирующих органов, которые мешают развиваться частному предпринимательству. В соответствии с последними нововведениями в законодательстве страны, количество проверок на малых предприятиях должно быть  значительно снижено, а план проверок должен  размещаться на сайтах государственных органов. 

Еще одной проблемой при взаимодействии государства и малого бизнеса являются юридические сложности при открытии частного предприятия, в настоящее время организованы службы «одного окна», которые позволяют быстро оформить все необходимые документы.  

Информация о работе Сущность малых предприятий и их место в экономике России