Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 14:52, реферат
В последние годы государство стало уделять колоссальное внимание вопросам интеллектуального труда человека, а вместе с ним и вопросам интеллектуальной собственности.
Современная жизнь, в которой интеллектуальный труд стал цениться намного выше физического, очень многогранна и интересна, а интеллектуальная собственность занимает в ней особое место и ее роль с каждым годом только возрастает.
В связи с этим, следует ожидать довольно жесткого соперничества, между организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, в процессе получения государственной аккредитации.
Наиболее явными фаворитами на получение государственной аккредитации являются Российское Авторское Общество (РАО), Всероссийское общество по авторским и смежным правам (ВОАСП) и Российская Фонографическая ассоциация (РФА).
Аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. Проводит аккредитацию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (Россвязьохранкультура). Для организаций, аккредитуемых впервые, государственная аккредитация предоставляется сроком на 5 лет, а для организаций, аккредитованных ранее и не имевших со стороны контролирующих органов замечаний к своей деятельности, на срок от 5 до 10 лет.
12 августа 2008 г. состоялось первое заседание аккредитационной комиссии по рассмотрению заявлений организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, на получение государственной аккредитации в двух сферах коллективного управления:
- управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
- осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения.
Заявка на аккредитацию по вышеуказанным сферам была подана только одной организацией – РАО. На заседании аккредитационной комиссии единогласно было принято решение о возможности государственной аккредитации РАО.
В настоящее время в России еще распространена практика управления авторскими и смежными правами на коллективной основе без заключения договоров с правообладателями. В основном, эти организации сегодня выдают лицензии пользователям и на воспроизведение, и на распространение фонограмм, не получая разрешений на это от правообладателей, не ставя их в известность, что кто-то управляет чужими правами. Очевидно, что в свете IV части Гражданского кодекса деятельность таких организаций незаконна. Но ведь такие организации есть во многих регионах России. Так уж сложилось. И по «лицензиям» этих организаций местная звукозаписывающая индустрия организовывает выпуск контрафактной продукции, как для местного рынка, так и для поставки их в другие регионы, а в некоторых случаях и в другие страны.
Итак, как мы видим, что сфера коллективного управления правами стремительно развивается. За последнее время она претерпела существенные изменения. Законодатель установил определенные требования к функционированию и деятельности организаций по управлению авторским и смежными правами на коллективной основе, взяв их под государственный контроль. Будем надеяться, что это действительно поможет защитить правообладателей от незаконного использования объектов их прав.
[3; 4]
Издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.
Юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на указанные результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Статья 1246 ГК)
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. Роспатент находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информационных технологий, связи (в том числе почтовой), охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, функции по нормативно-правовому регулированию осуществления контроля и надзора в указанной сфере ведения, нормативно-правовому регулированию в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, охраны культурного наследия, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.[4]
2. Основные проблемы, связанные с экономическим оборотом интеллектуальной собственности
Основной проблемой, связанной с экономическим оборотом объектов интеллектуальной собственности в настоящее время является проблема нанесения экономического ущерба авторам и собственникам объектов интеллектуальной собственности вследствие неправомерного использования результатов их творческой деятельности, выраженной в объекте интеллектуальной собственности, третьими лицами.
Заинтересованных сторон в решении этой проблемы несколько, у каждой из них есть свои четко выраженные ожидания.
«Производители» интеллектуальной собственности заинтересованы, во-первых, в получении дохода в ходе реализации своеобразного психологического контракта между изобретателями и потребителями интеллектуальных продуктов.
Потребители, которые заинтересованы в различного рода инновациях, которые могли бы снижать их издержки при удовлетворении ими различных потребностей. Они также заинтересованы в удовлетворении своих потребностей напрямую при помощи производителей объектов интеллектуальной собственности.
Государство, которое заинтересовано в экономической системе нового инновационного типа, которая помогла бы экономить природные ресурсы и быть конкурентоспособной на фоне экономических систем других стран, развивать обрабатывающую, а не добывающую промышленность. Государство также заинтересовано в увеличении налогооблагаемой базы, тем самым, увеличивая поступления в федеральный бюджет.
Решение указанной проблемы имеет очень важное народнохозяйственное значение, потому что оно позволит:
- стимулировать инновационную деятельность в масштабах всего государства;
- мотивировать изобретателей для производства новых объектов интеллектуальной собственности в большем количестве;
- более полно учесть интересы потребителей как на макроуровне (национальная оборона), так и на микроуровне (сложная бытовая техника и т.п.);
- перейти экономике России на инновационные рельсы, что поможет создать новые рабочие места и увеличить поступления в бюджет.
Если указанная проблема решена не будет, то это может иметь следующие последствия:
- ущерб «производителям» интеллектуальной собственности будет продолжать наноситься и в дальнейшем;
- инновационная деятельность станет экономически невыгодной, т.к. понесенные затраты не будут окупаться;
- экономика РФ так и останется «сырьевой» и будет питаться только за счет продажи природных ресурсов, что приведет к их истощению и исчерпанию и заведет экономику в тупик.
Причинами существования и возникновения указанной проблемы являются следующие:
Слабая правовая защита объектов интеллектуальной собственности, которая досталась в наследство от СССР. Существовавшая ранее система защиты результатов умственной деятельности оказалась полностью непригодной, т.к. в советское время собственником всех результатов интеллектуальной деятельности было исключительно государство, а не сам изобретатель. В начале 90-х гг. 20 века в нашей стране была восстановлена принятая во всем мире патентно-правовая форма защиты интересов субъектов интеллектуального труда, однако и по сей день она работает недостаточно эффективно.
Барьеры на пути государственной регистрации результатов творческой деятельности, которые выражаются в чрезмерной бюрократизации при регистрационных действиях. Получение охранных документов занимает длительное время (до 2-х лет). Процесс рассмотрения заявки является долгим, что является серьезным препятствием для использования объекта изобретения.
Легкая воспроизводимость объектов интеллектуальной собственности также приводит к тому, что многие пользователи занимаются несанкционированным копированием объектов интеллектуальной собственности, потому что создатели всегда несут значительные затраты на создание и внедрение объекта, а те, кто копируют, незаконно пользуются результатами чужой интеллектуальной деятельности, не неся при этом расходов и получая доходы только за счет того, произведение копий не является технически сложным и затратным занятием.
Культура населения представляет собой всеобъемлющий контекст всего, что происходит в сфере отношений интеллектуальной собственности. К сожалению, у нас в стране культура изобретателей достаточно высока, что выражается в качестве и количестве производимых объектов интеллектуальной собственности, а вот среди потребителей культура находится на достаточно низком уровне. Использование контрафактной и пиратской продукции считается приемлемым и нормальным, потому что такая продукция намного дешевле, нежели продукция, которая защищена охранными документами. Да и наказание за подобного рода действия в течение длительного времени на было достаточно суровым.
Анализ этой проблемы, связанной с экономическим оборотом интеллектуальной собственности позволяет сделать следующие выводы:
Указанная проблема является условно ограниченной, потому что приоритеты ясны четко для всех заинтересованных сторон. Последствия нерешения этой проблемы также ясны и можно сказать ограничены. Эту проблему нельзя рассматривать как автономную, она существует вкупе с другими проблемами, количество вовлеченных участников неограниченно, а достоверного и комплексного решения этой проблемы пока нет.
Главной причиной существования и возникновения указанной проблемы является низкая правовая защита объектов интеллектуальной собственности, которая формально вроде бы и существует, но в действительности работает крайне неэффективно.
Причины, связанные со сложностями регистрации, культурой населения и легковоспроизводимостью, являются второстепенными. [1:2:6]
3. Возможные методы решения указанных проблем
Для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации необходим целый комплекс действенных мер, которые должны включать в себя следующее:
Повысить правовую защиту объектов интеллектуальной собственности и увеличить ответственность за их незаконное и несанкционированное использование. Для этого некоторые аспекты законодательства РФ должны быть пересмотрены в свете реалий новых технологий и веяний.
Привести законодательство РФ в области интеллектуальной собственности в соответствие с мировыми стандартами, для того, чтобы они гармонировали с другими национальными законодательствами в этой области.
Упростить и ускорить процесс регистрации объектов интеллектуальной собственности в Федеральном Институте Промышленной Собственности (ФИПС), создав как можно больше филиалов в регионах РФ.
Что касается легковоспроизводимости и культуры населения, то на эти аспекты влиять достаточно сложно. При всем при этом культуру можно попытаться изменить следующим образом:
- произвести анализ существующей культуры запросам и ожиданиям заинтересованных сторон;
- разработать модель требуемой культуры и начать реализовывать программу изменений;
- произвести закрепление новой культуры.
Однако, представляется, что в масштабах государства это будет сделать достаточно сложно, потому что будет обязательно существовать сопротивление существующей в сфере интеллектуальной собственности культуры. Образ желаемой культуры, скорее всего, получится противоречивым, а ценности заинтересованных сторон могут не совпасть.
Реализация указанных рекомендаций позволит:
Недостатками применения рекомендаций могут стать следующие:
Список литературы
1. Андреев Г.И. Практикум по оценке интеллектуальной собственности: Учеб. пособие / Г.И.Андреев, В.В. Витчинка, С.А.Смирнов. - М., 2002.
2. Антонюк А.С. Решение основных проблем, связанных с экономическим оборотом интеллектуальной собственности [Электрон, ресурс].
3. Горностай Н.В.Коллективное управление
авторскими и смежными правами:
"Новая адвокатская газета" №19 (036)
октябрь 2008г. [Электрон,
ресурс].
4. Гражданский кодекс РФ
5. Зуйкова Л.П. Действие исключительного права:
Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ" от 17.05.07[Электрон, ресурс]. 6. Колесников А.П. Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.