Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:42, лекция
Таким образом, задача предпринимателя-новатора— реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
1. Сущность инновационного предпринимательства
2. Классификация инноваций
3. Эффективность инновационного предпринимательства
Это различие важно учитывать при сравнении ожидаемого уровня дохода на капитал (нормы прибыли) и ставки процента: сравнение целесообразно проводить с реальной, а не номинальной ставкой. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная ставка имеет важное значение при принятии решения об инновациях.
Общее правило таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже или равен рыночной ставке процента по ссудам.
Таким образом, процент выполняет важнейшую задачу эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, выбор наиболее доходного из возможных инновационных решений.
Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой – это один из способов обоснования эффективности инноваций.
Кроме чистого приведенного дохода для отбора инновационных проектов используются показатели: срок окупаемости (ТОК); период окупаемости (ПОК); внутренняя норма доходности (ВД); рентабельность (R).
Срок окупаемости – показатель, отвечающий на вопрос, за какой срок могут окупиться инвестиции в инновационный проект. Этот показатель учитывает первоначальные капитальные вложения.
В международной практике применяется, в основном, период окупаемости. Под периодом окупаемости понимают продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, будет равна сумме инвестиций.
Внутренняя норма доходности
– расчетная ставка процентов, при
которой капитализация
Рекомендуют отбирать те проекты, внутренняя норма доходности которых не ниже 15–20%.
Рентабельность (R) определяется как соотношение эффекта и затрат на реализацию проекта.
В практике оценки инновационных проектов рассчитают отношение приведенных доходов к инвестиционным расходам (benefit – cost ratio).
В западной литературе этот показатель называют индексом доходности (profitabiliti index).
Общим для всех показателей эффективности инновационного проекта является расчет коэффициента эффективности по следующим формулам:
(прямой показатель), (3)
(обратный показатель),
где Э – эффект (результат) от реализации проекта;
З – затраты, связанные с реализацией проекта.
Критерием отбора проектов может быть минимум затрат на их реализацию.
При отборе инновационных проектов следует обратить внимание на способы снижения риска.
При наличии нескольких вариантов наиболее эффективный вариант выбирается по минимуму так называемых приведенных затрат
Зi = Сi + ЕнКi = min, (4)
где Зi – приведенные затраты по каждому варианту;
Сi – издержки производства (себестоимость) по тому же варианту;
Ен – норматив эффективности капитальных вложений;
Кi – инвестиции по тому же варианту.
Поскольку инвестиции характеризуются одноразовостью или ограниченным периодом вложений, длительным сроком окупаемости, большой величиной, а издержки производства – это величина, как правило, годовая, то для того, чтобы привести к единой годовой размерности с помощью коэффициента экономической эффективности или уровня процентной ставки, берут часть инвестиций (капитальных вложений). Отсюда и появился термин «приведенные затраты».
Величина обратная сроку окупаемости представляет собой коэффициент эффективности дополнительных инвестиционных вложений в инновации или коэффициент сравнительной эффективности – Эр.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
Эр = . (5)
Расчетное значение коэффициента эффективности
Эр сравнивается с нормативной величиной
Ен, соответствующей
Таким образом, для выбора вариантов
инновационных мероприятий
Такими показателями выступают следующие:
– приведенные затраты;
– срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;
– коэффициент эффективности дополнительных инвестиций в инновации.