Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа
Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.
Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….……………………
К государственному
сектору относят акционерные
общества, в которых контрольные
пакеты голосующих акций находятся
в собственности государства, государственные
предприятия, государственные учреждения.
Соответственно формируется и план
развития государственного сектора
по названным хозяйствующим
Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются:
программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
предельная
штатная численность
план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);
план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;
программа
повышения эффективности
Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.
Экономическую
структуру государственного сектора
образуют предприятия материального
производства, управляемые государством
непосредственно или через
Основу
государственного сектора России составляют
унитарные предприятия и
По отношению к государственным унитарным предприятиям органы государственной власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля над деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.
В уставе отражаются
предмет деятельности, порядок распределения
доходов, виды обязательной отчетности,
ответственность руководителя за результаты
хозяйственной деятельности и другие
положения. В контракте с руководителем
предприятия содержатся условия, ставящие
размер вознаграждения в зависимость
от финансово-экономического положения,
устанавливающие
Основными общими признаками государственного предприятия в России являются:
Имущество
предприятия находится в
Руководитель
предприятия назначается
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.
Государственное
предприятие на праве хозяйственного
ведения более самостоятельно в
организации производства, имея ряд
признаков, характерных для хозяйственных
обществ. Действующее законодательство
не предусматривает каких-либо ограничений
по производительному
Все созданные
до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные
предприятия обладают имуществом на
праве хозяйственного ведения и
могут распоряжаться
На базе
ограниченного круга
• действует
в рамках, определяемых законами исключительно
для государственных
• преобладающую часть (более 50%) продукции поставляет государству;
• не подлежит приватизации.
Кандидатами на получение статуса казенного предприятия прежде всего являются предприятия военно-промышленного комплекса, силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.
Казенные
предприятия являются коммерческими
организациями (хотя не все нацелены
на извлечение прибыли) и вступают в
экономические отношения с
Статус казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется размером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета на поддержание их деятельности.
«Особенно
эффективны казенные предприятия в
оборонном комплексе благодаря
возможности использования
Заключение.
Государственное предпринимательство
необходимо даже в условиях рыночной
экономики. Государственное
Приоритетное государственное
предпринимательство в условиях
рыночной экономики должно осуществляться
в следующих отраслях: обеспечение
развития базовых отраслей: энергетики,
металлургической, топливной промышленности,
стимулирование новых отраслей; стратегическое
прогнозирование развития науки
и техники, долгосрочное прогнозирование
развития хозяйства в целом, оценка
социально-экономических
Говоря о государственном
предпринимательстве
Список литературы.