Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.
Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Предполагается решение следующих задач:
- создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
- дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
- сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
- передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
- создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;
- участие предпринимательства в инновационной экономике.
В целях сокращения административных барьеров и улучшения бизнес климата, постановлением Правительства от 18 марта 2008 года № 259 создана Комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес – климата для малого и среднего бизнеса (далее – Комиссия) во главе с Премьер-Министром РК. Основными направлениями работы Комиссии является усовершенствование:
- разрешительной системы, включая лицензирование;
- порядка проведения проверок;
- системы регистрации прав на недвижимое имущество;
- процедур сертификации товаров, работ и услуг.
В состав Комиссии включены представители НЭПК «Союз «Атамекен», Форума предпринимателей, Ассоциации предпринимателей Карагандинской области.
На проведенных в текущем
году 6 заседаниях Комиссии рассматривались
первоочередные меры по устранению административных
барьеров и улучшению бизнес климата
для малого и среднего бизнеса; упрощение
таможенных процедур; оплата за присоединение
дополнительных мощностей и создание
благоприятных условий для
По результатам рассмотрения
на заседаниях Комиссии приняты 13 постановлений
Правительства и ряд
Все принятые меры положительно отразились на бизнес-климате в республике, что подтверждается изменением места Казахстана в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business». Используемые индикаторы необходимо рассматривать как ежегодную оценку проведенных реформ по улучшению бизнес-среды. В связи с изменением методики проведения рейтинга в прошлом году Казахстан занимал 80-е место (при прежнем методе – 71). В настоящее время республика переместилась на 70 место, то есть имеет место улучшение положения на 10 позиций в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Кроме того, во исполнение пункта 4 протокола совещания по вопросу реализации антикризисных мер у заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 19 сентября 2008 года № 17-5/005-1321 касательно подготовки совместно с заинтересованными госорганами очередного пакета документов по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для малого и среднего бизнеса, сообщаем следующее.
- Министерством финансов Республики Казахстан разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам таможенного дела» (далее – законопроект).
Принятие законопроекта позволит оптимизировать формы государственного контроля в пунктах пропуска, исключить необоснованные задержки транспортных средств, ускорить прохождение процедур осуществляемых государственными органами.
В настоящее время законопроект внесен в Парламент Республики Казахстан постановлением Правительства РК от 29 сентября 2008 года № 896.
- Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан разработан проект Концепции реформирования системы проверок субъектов частного предпринимательства. Проект Концепции направлен на оптимизацию деятельности контролирующих органов в целях сокращения и упорядочения проверок.
30 сентября 2008 года данный
проект Концепции был вынесен
на обсуждение и одобрен (
В настоящее время в соответствии с названным протокольным поручением Концепция дорабатывается в Министерстве, после чего будет вынесена на заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.
- Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан разработана Концепция совершенствования разрешительной системы (далее – Концепция).
Целью данной Концепции является
совершенствование
В рамках Концепции будут разработаны предложения по оптимизации перечня регулируемых видов деятельности.
Концепция в настоящее время дорабатывается и будет внесена на следующее заседание Комиссии по устранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для МСБ.
- Министерством юстиции Республики Казахстан разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам снижения административных ограничений в Республике Казахстан».
Целью законопроекта является устранение административных барьеров для субъектов частного предпринимательства через сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, замены сертификации отдельных видов продукции на декларирование, упрощение порядка государственной регистрации, сокращение сроков проведения проверок и количества запрашиваемых документов.
Законопроектом
В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в государственных органах.
В качестве системных мер по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса Правительство предлагает:
1. Принять меры развития небанковского сектора финансового рынка, в частности, микрокредитных организаций и кредитных товариществ.
Дальнейшее развитие микрокредитных организаций и кредитных товариществ зависит от решения ряда вопросов связанных с налогообложением, коммерческим инвестированием, а также законодательным регулированием деятельности микрокредитных организаций и кредитных товариществ.
Микрокредитные организации и кредитные товарищества во всем мире и в Казахстане более охотно идут в сельскую местность, меньше ориентируются на залоги, то есть работают в той нише, которая не интересна банкам. В нашей стране они законодательно ущемлены как в части источников фондирования, так и в налогообложении по сравнению с банками.
С целью приведения деятельности микрокредитных организаций и кредитных товариществ к международным стандартам, расширения их возможностей, привлечения отечественных и иностранных инвестиций мы совместными усилиями разработали проект поправок в Законы «О микрокредитных организациях» и «О кредитных товариществах» (пункт 51 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года, и пункт 44 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год).
Изменения и дополнения в действующие законы вызваны необходимостью современного развития микрофинансовых организаций, некоторые из которых вышли на международный уровень развития и их деятельность ограничена рамками данных законов.
Предметом регулирования законопроекта является упрощение процесса капитализации микрокредитных организаций и кредитных товариществ, расширение их деятельности в части осуществления небанковских операций.
В частности, основные поправки которые мы предлагаем - это разрешить микрокредитным организациям создаваться в форме АО, с правом выпуска простых акций, а кредитным товариществам разрешить принимать срочные взносы.
Ожидается, что данные изменения коренным образом поменяют идеологию микрокредитования, и это будет инновацией в развитии данного финансового сектора.
На настоящий момент Законопроект
со всеми заинтересованными
Кроме того, по итогам учебной поездки в Венгрию группы разработчиков проекта Закона, Правительством начата работа по разработке проекта Концепции дальнейшего развития небанковских кредитных учреждений, с учетом передового опыта.
2. Необходимо предпринять
всесторонний анализ
3. С учетом результатов
сравнительного анализа
Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.
В этих целях будет проведена
ревизия действующих
3.2 Развитие системы
финансово-кредитной и
Обеспечение финансово-кредитной
и инвестиционной поддержки малого
бизнеса будет основано на развитии
специализированных институтов и внедрении
пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного
обеспечения целевых групп
Фундаментом указанной схемы
должна выступить система
Решением Правления АО «Қазына» от 24.10.07 г. № 57 АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее - Фонд) прекратил осуществление прямой финансовой поддержки (проектное финансирование, финансовый лизинг, гарантирование) субъектам малого предпринимательства.
В настоящее время Фонд является оператором по управлению государственных средств по Программе обусловленного размещения средств в банках второго уровня (далее – БВУ) для последующего кредитования представителей малого и среднего бизнеса (далее – МСБ).
Для реализации Программы семи БВУ, определенным соответствующим решением Государственной комиссии по модернизации экономики при Президенте Республики Казахстан, было выделено 48,8 млрд. тенге.
Таблица 2 - Структура средств, выделенных БВУ, для реализации Программы
№ |
Банк |
Выделенная сумма, млн. тенге |
Доля БВУ |
1 |
АО Банк ТуранАлем |
12 200 |
25% |
2 |
АО Казкоммерцбанк |
12 200 |
25% |
3 |
АО Банк ЦентрКредит |
6 100 |
12,5% |
4 |
АО Каспийский Банк |
6 100 |
12,5% |
5 |
АО Альянс Банк |
6 100 |
12,5% |
6 |
АО Евразийский Банк |
3 050 |
6,3% |
7 |
АО Цесна Банк |
3 050 |
6,3% |
ИТОГО |
48 800 |
100% |
За положенный срок полностью освоили выделенные им средства АО Банк ЦентрКредит, АО Каспийский Банк, АО Евразийский Банк и АО ЦеснаБанк. АО Казкоммерцбанк освоило 11 467,5 млн. тенге (94%), АО Банк ТуранАлем – 9 965,9 млн. тенге (81,7%). АО Альянс Банк освоило лишь 38,6% выделенных средств, что составляет 2 353,3 млн. тенге. В соответствии с требованиями кредитного соглашения у БВУ неосвоивших полностью своевременно выделенные им средства остаток неосвоенных сумм были отозваны и перераспределены среди остальных четырех БВУ освоивших своевременно полную сумму выделенных средств.
По состоянию на 01.08.2008
г. совокупный размер средств, освоенных
БВУ, с учетом перераспределения
составил 49 млрд. тенге. На данную сумму
было профинансировано 1 964 проекта, при
этом средняя сумма кредита
В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были освоены в г. Алматы – 10 534 млн. тенге (311 проектов), Карагандинской области – 6 936 млн. тенге (301 проектов) и Восточно-Казахстанской области 4 475 млн. тенге (264 проектов). Наименьшие суммы освоения наблюдаются в Алматинской – 1 180 млн. тенге (54 проекта), Жамбылской – 1 133 млн. тенге (93 проектов) и Атырауской – 1 203 млн. тенге (72 проектов) областях.
Во исполнение поручений
Главы государства по реализации
антикризисных мер
Таким образом, наряду с решением экономических задач, микрокредитные и микрофинансовые организации параллельно задействованы в решении социальных задач, направленных на развитие предпринимательской инициативы, обеспечение самозанятости экономически активной части населения, увеличение его общего уровня жизни и приобщение к кредитной культуре. Также одной из задач развития сектора микрокредитования являются легализация и вывод из теневого сектора мелких финансовых посредников.
Заключение
Переход к рыночной экономике
- длительный, сложный и противоречивый
процесс. Мировой опыт показывает, что
все глобальные социально-экономические
реформы, связанные с коренной ломкой
ранее действующей
С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.