Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Уже сейчас нередки случаи, когда больше половины рыночной стоимости компании берут на себя нематериальные активы. В этом нет ничего удивительного, имидж стоит очень и очень дорого. Именно от него чаще всего зависит успех компании.
Поэтому в своей работе я решила отдельно остановиться именно на фирменном названии. Это практически лицо компании, именно его знают клиенты, именно он их и приводит. Фирменное название, как и прочие нематериальные активы, подлежит оценки.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………..3
1. Фирменное наименование……………………………………………………5
1.1. История развития законодательства о фирменных наименованиях…….5
1.2. Система законодательства о фирменных наименованиях……………….8
1.3. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования…………………………………………………….12
1.4. Субъекты права на фирменное наименование…………………………..17
1.5. Защита права на фирменное наименование……………………………...20
2. Методологические основы оценки…………………………………………27
2.1. Затратный подход………………………………………………………….27
2.2. Доходный подход………………………………………………………….29
2.3. Рыночный подход………………………………………………………….35
2.4. Оценка фирменного наименования………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ интел собст наименов фирмы.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Университет управления

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Практика  оценки интеллектуальной собственности».

на тему: «Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности».

 

 

 

                                                                Выполнил:

                                                               

                                                                 Руководитель: старший преподаватель

                                                                

 

 

 

 

 

2014г.

Содержание 

Ведение…………………………………………………………………………..3 
1. Фирменное наименование……………………………………………………5 
1.1. История развития законодательства о фирменных наименованиях…….5

1.2. Система законодательства о фирменных наименованиях……………….8

1.3. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования…………………………………………………….12

1.4. Субъекты права на фирменное наименование…………………………..17

1.5. Защита права на фирменное наименование……………………………...20 
2. Методологические основы оценки…………………………………………27 
2.1. Затратный подход………………………………………………………….27 
2.2. Доходный подход………………………………………………………….29  
2.3. Рыночный подход………………………………………………………….35 
2.4. Оценка фирменного наименования………………………………………36 
Заключение……………………………………………………………………..38 
Список используемой литературы…………………………………………....39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наши дни одним из основных направлений деятельности оценочных  компаний является оценка нематериальных активов. Стоит сказать, что они  уже достаточно плотно вошли в  нашу жизнь, и помыслить себе солидную компанию, не имеющую их, просто невозможно. Бренд, товарный знак и гудвилл – вот, чем обладает практически любой бизнес.

Уже сейчас нередки случаи, когда больше половины рыночной стоимости  компании берут на себя нематериальные активы. В этом нет ничего удивительного, имидж стоит очень и очень  дорого. Именно от него чаще всего зависит  успех компании.

Поэтому в своей работе я решила отдельно остановиться именно на фирменном названии. Это практически лицо компании, именно его знают клиенты, именно он их и приводит. Фирменное название, как и прочие нематериальные активы, подлежит оценки.

Оценка любых видов  нематериальных активов требует от эксперта, проводящего ее, максимальной собранности и внимательности. Кроме того, необходимо иметь определенный опыт и багаж знаний.

Как известно, рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителей на производимый товар. Выявленный неудовлетворенный  спрос потребителей на тот или  иной продукт служит стимулом для  развития производства. Имеющийся вакуум быстро заполняется товарами, нужными  потребителям. В этих условиях очень  важно обеспечить возможность индивидуализации предлагаемых товаров и услуг, в  чем в равной степени заинтересованы и производители, и потребители. Гарантируя права на выступление  в хозяйственном обороте под  собственным индивидуальным именем, на обозначение производимых товаров  и оказываемых услуг определенными  символами или наименованиями и  обеспечивая их защиту в случае нарушения, закон создает необходимые предпосылки  для реализации указанной возможности.

Особое внимание к рассматриваемым  объектам промышленной собственности  обусловлено теми функциями, которые  они призваны выполнять в хозяйственном  обороте. Хотя в главном своем  назначении - индивидуализации производителей и их товаров и услуг - они совпадают, каждый из них играет свою роль в  хозяйственных отношениях. Фирменное  наименование, являющееся коммерческим именем предпринимателя, неразрывно связано  с его деловой репутацией. Под  этим именем предприниматель совершает  сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность  и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию. Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Поэтому право на фирму должно рассматриваться и как важное личное неимущественное благо. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.

Таким образом, фирменное  наименование является эффективным связующим звеном между производителем и потребителем и выступает в качестве важных объектов субъективных гражданских прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Фирменное наименование.

    1. История развития законодательства о фирменных наименованиях.

      Потребность в индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых и реализуемых ими товаров и услуг возникла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIX веке. Фирма как особое наименование участника оборота сложилась на почве деятельности торговых товариществ. Неудобство, связанное с перечислением фамилий всех участников товарищества, с одной стороны, и постепенное обособленние товарищеского предприятия в особого субъекта права, с другой, привели к необходимости выбора особого имени для краткого обозначения этого единого субъекта, отличного от других отдельных участников. В дальнейшем, с расширением товарного рынка, рост радиуса операций предприятий всех видов привел к необходимости бороться против совпадения однородных наименований не только в товариществах, но и в единоличных предприятиях для того, чтобы оборот и на большом расстоянии мог всегда знать, с каким предприятием он имеет дело. Таким образом, проблема прав на фирму к началу XIX века встала как проблема соответствующего обозначения владельцев предприятий всех типов.

Общие правила о фирме  в русском дореволюционном законодательстве отсутствовали. Однако понятие фирмы  как особого наименования торгового  предприятия встречалось в целом  ряде нормативных актов. Так, в примечании к ст.60 Устава торгового говорилось о купцах, "производящих торговлю купеческими домами под фирмою". Статьи 220-221 Устава гражданского судопроизводства указывали, что иски к компаниям, обществам и товариществам предъявляются  по месту нахождения их правления  или фирмы. Ст. 2148 Законов гражданских (т.X, ч.1 Свода законов Российской империи) определяла, что каждая акционерная  компания должна быть "учреждаема под  определенным наименованием, от предмета или свойства ее предприятия заимствованным". Право на фирму возникало одновременно с созданием торгового или промышленного предприятия, носило исключительный характер и могло передаваться в порядке наследования или по договору вместе с передачей прав на само предприятие.

Аналогичное положение сохранилось  и после 1917 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал лишь упоминание о  фирме товариществ, акционерных  обществ и государственных предприятий. Требования к содержанию фирменного наименования различных типов предприятий  раскрывались в отдельных подзаконных  актах. Так, Декрет ВЦИК и СНК РСФСР  от 10 апреля 1923 г. "О государственных  промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)"*, устанавливал, что в уставе треста должно быть точно обозначено наименование (фирма) треста с обязательным указанием его государственной принадлежности и подведомственности. В некоторых специальных актах признавалось право на фирму не только юридического, но и физического лица. Ст.199 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. предусматривала уголовную ответственность за самовольное пользование чужой фирмой. Однако в целом вопрос о праве на фирменное наименование в полном объеме урегулирован не был.

Первым общим нормативным  актом, непосредственно посвященным  праву на фирму, явилось утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г. Положение о фирме. Данный акт впервые в российском законодательстве раскрывал понятие фирмы, основания и порядок приобретения прав на нее, содержание права на фирму и т.д.

В дальнейшем отношения, связанные  с фирменными наименованиями, надолго  выпали из поля зрения законодателя. Правда, ГК РСФСР 1964 г. упоминал о том, что  юридическое лицо имеет свое наименование, но указывал, что возникающие в  связи с этим права и обязанности  хозяйственных организаций определяются законодательством Союза ССР (ст.29), которое, если не считать Положения  о фирме 1927 г., фактически отсутствовало.

Практическая необходимость  в более четком и отвечающем современным  требованиям правовом регулировании  отношений, связанных с фирменными наименованиями, появилась лишь с  началом реформ. В законах, принятых в начале 90-х годов, в частности  Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г., Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., хотя и отсутствовали специальные нормы, посвященные праву на фирменное наименование, указывалось на право и обязанность юридических лиц, а также иных субъектов предпринимательской деятельности, в частности полных товариществ, иметь собственное фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия и выступать под ним в гражданском обороте. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., введенных в действие на территории России с 3 августа 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских отношений в период проведения экономической реформы", право на фирменное наименование было закреплено в качестве особого субъективного гражданского права (ст.149).

Часть первая Гражданского кодекса РФ, принятая Государственной Думой 21 октября 1994 г. (далее - ГК РФ), посвящает фирменным наименованиям ряд норм общего характера (п.4 ст.54), содержит требования к фирменным наименованиям отдельных коммерческих организаций (ст.ст.69, 82, 87, 95, 96 и др.), а также указывает, что фирменное наименование включается в понятие интеллектуальной собственности (ст.138) и входит в состав предприятия как единого имущественного комплекса (ст.132). Имеется также ряд других законодательных и подзаконных актов, содержащих отдельные нормы о фирменных наименованиях. Однако развернутая правовая регламентация отношений, связанных с регистрацией, использованием и охраной фирменных наименований, должна быть в соответствии с п.4 ст.54 ГК РФ обеспечена специальным законом, который пока еще не принят.

    1. Система законодательства о фирменных наименованиях.

В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с фирменными наименованиями осуществляется нормами, содержащимися в ряде законов РФ, актах подзаконного характера, а также международных договорах, в которых участвует Российская Федерация.

Специальный закон, посвященный  фирменным наименованиям, принятие которого предусмотрено п.4 ст.54 ГК РФ, в России пока отсутствует. В ГК РФ имеется около десятка статей, в той или иной степени затрагивающих  вопрос о фирменных наименованиях. Центральное место среди них  занимает ст.54 ГК РФ, содержащая ряд  нормативных предписаний принципиального  характера. Прежде всего, в ней указывается, что все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование. Эта  норма позволяет судить о субъектах права на фирму, каковыми являются коммерческие юридические лица, а также констатировать, что право на пользование фирмой одновременно выступает и как обязанность коммерческой организации.

Далее, в ст.54 ГК РФ говорится  о том, что юридическое лицо, фирменное  наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет  исключительное право на его использование. Данное положение имеет также  двойное смысловое значение: во-первых, право на фирму признается исключительным (т.е. монопольным) субъективным гражданским  правом его обладателя и, во-вторых, фирменное наименование подлежит специальной  государственной регистрации, которая  осуществляется в установленном  порядке.

Следующее правило ст.54 ГК РФ развивает предыдущее положение  об исключительном характере права  на фирму, поскольку предоставляет фирмовладельцу возможность требовать от любого незаконного пользователя фирменным наименованием прекращения его дальнейшего использования, а также возмещения причиненных таким использованием убытков.

Наконец, ст.54 ГК РФ указывает  на то, что порядок регистрации  и использования фирменного наименования определяется специальным законом  и иными правовыми актами в  соответствии с настоящим Кодексом.

Как видим, ст.54 ГК РФ решает целый ряд вопросов, определяющих принципиальные моменты правового  режима фирменных наименований. Вместе с тем нетрудно заметить, что в  ней ничего не говорится о самом  понятии и структуре фирменного наименования, а также условиях включения  в него отдельных обозначений, когда  это затрагивает интересы третьих  лиц, не раскрывается содержание права  на фирму, не указывается на основания  и порядок прекращения данного  права и т.д. Надо полагать, что  эти и другие вопросы будут  решены в специальном законе и  иных правовых актах, которые будут  приняты в развитие положений, закрепленных ГК РФ.

Информация о работе Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности