Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 08:47, дипломная работа
Актуальность выбранной для дипломного исследования темы - "Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки" - определяется тем, что в современных условиях каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы организации.
Введение………………………………………………………………………… 5
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…………………………………………
10
1.1. Роль и цель бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…......................................................................................
10
1.2. Этапы процесса бизнес-планирования деятельности предприятия..........................................................................................
18
1.3. Структура и содержание бизнес-плана……………………………. 26
Выводы……………………………………………………………….. 39
Глава 2. Анализ бизнес-процессов на предприятии ЗАО «ДЕБОРА»……... 40
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………..….. 40
2.2. Анализ основополагающих глав бизнес-плана предприятия в ЗАО «ДЕБОРА»………………………………………………….......
49
2.3. Анализ показателей финансового положения предприятия а ЗАО «ДЕБОРА»……………………………………………………………
61
Выводы……………………………………………………………….. 67
Глава 3. Разработка бизнес-плана с целью совершенствования бизнес-процессов в ЗАО «ДЕБОРА»………68
3.1. Разработка ключевых разделов бизнес-плана…………………….. 68
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций……………. 75
Заключение………………………………………………………………….…… 82
Список литературы и источников……………………………………….……... 85
Бизнес-план – это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности.
Овладение методами разработки бизнес-плана позволит предпринимателям выработать те основные черты, которые присущи преуспевающим бизнесменам, такие как стремление к новшествам; готовность идти на разумный риск; уверенность в собственных силах; способность напряженно трудиться; умение ставить перед собой высокие, но достижимые цели; умение вести тщательный учет своих затрат и результатов [8, с. 19].
Таким образом, бизнес-план
является объективной оценкой
В наше время бизнес-план
становиться для
Сейчас уже многие
предприятия разрабатывают
Назначение бизнес-плана и его элементы можно отобразить при помощи рис. 1.1. [15, с. 9]. Как видно из рис. 1.1. при составлении бизнес-плана перечисляются особенности функционирования будущего предприятия (ассортимент товаров и услуг, размер производства, технология производства, потребительский рынок) в условиях конкретного рынка, дается достаточно подробная оценка современного состояния предприятия. Дается описание направлений развития предприятия (миссия, цели и задачи, основные параметры и преимущества), способов достижения целей, а также оценка затрат ресурсов и финансовых результатов. Таким образом, информация, содержащаяся в бизнес-плане, помогает потенциальным партнерам принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с организацией, оценить ее финансовую устойчивость и принять в расчет все возможные риски, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам.
Широкое использование бизнес-планов обусловлено многообразием реализуемых ими целей, задач, функций.
Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяться на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании.
Следует также иметь в виду, что бизнес-план создается не только как описание плана действий, но и как визитная карточка фирмы, предъявляемая обычно в целях получения кредита и в других ответственных случаях.
Рис. 1.1. Назначение бизнес-плана и его элементы
Бизнес-план позволяет выбрать из большого количества различных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Конкретно целевое назначение
бизнес-плана заключается в
Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения финансирования (кредитов, инвестиций), он может способствовать достижению целого ряда дополнительных целей, сформулированных в Методическом пособии по разработке бизнес-плана, составленном Европейским союзом для новых независимых государств:
Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других – локальных бизнес-проектов.
Кроме того, бизнес-план должен соответствовать требованиям, которые диктует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Эти требования разработаны в соответствии с рекомендациями международных стандартов UNIDO (UNIDO - один из органов ООН, организация по промышленному развитию, оказывающая содействие в индустриализации развивающихся стран [38, с. 402]), поэтому принимаются и банковскими кредиторами [8, с. 11].
Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации.
Задачей бизнес-плана, согласно определению В.З. Черняка, является обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью [33, с. 19].
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи представленные на рис. 1.2. [33, с. 19-20].
Рис. 1.2. Задачи бизнес плана
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы.
Бизнес-планирование, как
необходимый элемент управления
выполняет в системе
- инициирование - активизация,
стимулирование и мотивация
- прогнозирование - предвидение
и обоснование желаемого
- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
- координация и интеграция
- учет взаимосвязи и
- безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия решений;
- упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы;
- контроль - возможность
оперативного отслеживания
- воспитание и обучение
- благоприятное воздействие
- документирование.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования (рис. 1.3.), которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде [33, с. 10-11].
Рис. 1.3. Основополагающие принципы планирования
Как видно из рис. 1.3. основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
От целей, задач бизнес-плана во многом зависят и его этапы разработки. Объем, степень детализации и структура бизнес-плана определяются назначением и спецификой хозяйственного объекта, его размерами, сферой деятельности. Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В том случае, если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными.
1.2. Этапы процесса
бизнес-планирования деятельнос
Бизнес-планирование является одним из самых главных механизмов и инструментов управления предприятия, которое предопределяет и прогнозирует его эффективность в будущем. Создание бизнес-плана позволит руководителю более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, и использовать планирование для грамотного управления.
Бизнес-планирование является необходимым мероприятием, которое проводят при создании нового направления деятельности, новой компании, а так же при определении первоначальной стратегии или при необходимости внесения корректировок в деятельность фирмы. Разработка бизнес-планирования ответственный процесс, который требует многопрофильного анализа не только производственной, но и экономической деятельности предприятия. Также при создании пакета материалов по бизнес-планированию необходимо учитывать конкурентоспособности фирмы, ее долю в определении емкости рынка. Страхование рисков также обязательно учитывается в бизнес-планировании. Общая калькуляция себестоимости выпускаемой продукции корректируется в бизнес-планировании с учетом показателей будущего долгосрочного периода.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бизнес-планирование полностью раскрывает самые сложные вопросы возможного развития бизнеса и просчитывает не только финансовое состояние предприятия в перспективе, но и позволяет спрогнозировать развитие производства; продукции предприятия; возможностей, которые принесет с собой реализация бизнес плана.
Во многих литературных источниках (И.Ю. Бринк, О.Н. Бекетова, В.А. Горемыкин и др.) выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования, которые представлены на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Основные стадии процесса бизнес-планирования
Как видно на рис. 1.4. для успешной реализации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех стадий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.
Примерная схема процесса бизнес-планирования представлена в приложении 1 [11, с. 8].
Любой вид предпринимательской
деятельности и последующая разработка
бизнес-плана задуманного
Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил – желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате анализа предпринимателем современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества.