Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:36, доклад

Описание работы

Одной из основных целей любого предприятия в рыночной экономике является повышение своей конкурентоспособности и выпускаемой продукции.
Аналитическая служба управления конкурентоспособностью продукции предприятия и включает решение следующих основных задач:
- разработка тактических и стратегических программ маркетингового управления предприятием, его конкурентоспособностью и конкурентоспособностью выпускаемой продукции;
- исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований покупателями;

Файлы: 1 файл

3. Анализ конкурентоспособности предприятия.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

3. Анализ конкурентоспособности  предприятия

 

Одной из основных целей любого предприятия  в рыночной экономике является повышение  своей конкурентоспособности и  выпускаемой продукции.

Аналитическая служба управления конкурентоспособностью продукции  предприятия и включает решение следующих основных задач:

- разработка тактических и стратегических  программ маркетингового управления  предприятием, его конкурентоспособностью  и конкурентоспособностью выпускаемой  продукции;

- исследование потребительских  свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований покупателями;

- исследование факторов, определяющих конъюнктуру рынка, структуру и динамику потребительского спроса на продукцию ЗАО «АМКК» и конкурентов;

- ориентация разработчиков продукции  и производства на выполнение требований к выпускаемой продукции;

- сегментация рынков и расширение  зон стратегического хозяйствования;

- изучение мероприятий конкурентов  по совершенствованию аналогичных  товаров, повышению адаптации  и конкурентных преимуществ;

- разработка нормативов конкурентоспособности предприятия и контроль над их выполнением;

- внедрение методик количественной  оценки уровней конкурентоспособности  продукции предприятия;

- прогнозирование уровня конкурентоспособности  предприятия и выпускаемой продукции;

- анализ стратегического  потенциала, ресурсов, результатов  хозяйственной деятельности, требований  рынка и степени их удовлетворения.

Основными конкурентами ЗАО «АМКК» являются: ОАО «Молочный  комбинат «Воронежский»», ОАО «Белгородский  молочный комбинат».

В таблице 3.1 приведен SWOT-анализ деятельности предприятия.

Предприятие занимает самое  сильное положение среди прямых конкурентов, но это превосходство не значительно. Эти рассматриваемые предприятия занимают сильное положение на рынке.

Руководству следует обратить внимание на рекламу предприятия, что в свою очередь повлияет на известность. Это приведет к более сильному положению среди прямых конкурентов.

Оценим производится относительно уровня конкурирующей  среды: уровень цен не уступает предприятиям – конкурентам; по качеству не уступает предприятиям – конкурентам; по наличию рекламы позиции ниже конкурентов; на предприятии более квалифицированные сотрудники; скорость выполнения работ не уступает предприятиям – конкурентам.

Таблица 3.1

SWOT-анализ деятельности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗМОЖНОСТИ

 

1.Возможность обслуживания дополнительной  группы потребителей

2. Сравнительно стабильные внешние  условия бизнеса

3. Растущая потребность в продукции

 

УГРОЗЫ

 

1. Слабая отечественная сырьевая  база

2. Возрастающее конкурентное давление

3. Появление на рынке товаров  низкой стоимости

Сильные стороны

1. Широкий ассортимент

2. Прогрессивное оборудование

3. Точные сроки выполнения договорных  обязательств

1-1 Ассортимент позволяет использовать внешние возможности предприятия по обслуживанию дополнительных групп потребителей.

2-3 Прогрессивное оборудование  позволяет производить больше  продукции и, следовательно, использовать  внешние возможности по удовлетворению  спроса.

2-1 Слабая отечественная сырьевая  база компенсируется прогрессивным оборудованием.

2-2 Возрастающее конкурентное давление  компенсируется тем, что предприятие  может выполнять в срок обязательства.

Слабые стороны

1. Отсутствие четко выраженной  стратегии

2. Недостаточное понимание потребителей

1-2 Отсутствие четко выраженной стратегии у предприятия компенсируется достаточно стабильными внешними условиями бизнеса.

3-3 Недостаточное понимание потребителей  может быть устранено путем  проведения маркетинговых исследований, что позволит обслужить дополнительные  группы потребителей и удовлетворить растущий спрос.

Предприятию необходимо попытаться устранить  свои слабые стороны. С другой стороны, слабые стороны предприятия дают ему стимул и возможность к  дальнейшему развитию, путем устранения этих слабых сторон.


 

Для оценки конкуренции в отрасли между прямыми конкурентами оцениваем каждый показатель по пятибалльной шкале.

Можно сделать вывод, что предприятие  имеет позиции на рынке немного  выше конкурентов, по крайней мере, не уступает им.

Анализ представлен  в таблице 3.2

Таблица 3.2

Анализ прямых конкурентов  на рынке

п.п.

Показатели 

ЗАО

«АМКК»

Прямые

конкуренты

Расчет уровня

конкуренции в отрасли

(kr) по отдельным показателям

КОИ

ОАО «Молочный комбинат «Воронежский»»,

1)

1.

Цена работ

4

3

3,67

2.

Качество работ

5

5

4,67

3.

Известность

4

4

4,33

4.

Реклама

3

4

3,67

5.

Квалификация 

сотрудников

5

4

4,33

6.

Скорость

 выполнения работ

4

4

3,67


 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3.2

7.

Расчет уровня

конкуренции в

отрасли (kr) по

отдельным конкурентам

4,14

4

kr=(

)

kr=4,05

 

kr=(КОД+

kr=4,05


 

Проанализируем показатели качества и сервиса. В таблице 3.3 приведены исходные данные и результат  оценки показателей качества сервиса.

Таблица 3.3

Оценка качества сервиса ЗАО «АМКК»

Показатели качества и сервиса

Вес показ-ля

Абсолютные значения показателей

Относит

ельный

показате

ль

Взвешен

ный

показате

тель

 

ЗАО «АМКК»

ОАО

«Молочны

й комбинат

«Воронежс

кий»»,

1

2

3

4

5

6

1. Качество (достоверность, добросовестность, этичность) рекламы на товар баллы (максимум 100)

0,1

95

98

0,95

0,095

2. Гарантийный срок (бесплатного)  техобслуживания покупателя товара, лет

0,15

1,5

2

0,75

0,113

3. Качество маркировки и упаковки  товара, баллы

0,1

92

95

0,97

0,097

4. Коэффициент полноты, достоверности и качества оформления сопроводительной документации, доли единицы

0,1

0,75

0,75

0,94

0,094


 

Продолжение таблицы 3.3

5. Имидж торговой марки и торгового  центра, баллы

0,2

80

85

0,97

0,194

6. Качество обслуживания покупателя (включая доставку товара), баллы

0,15

75

80

1,0

0,15

7. Качество послепродажного обслуживания  покупателя, баллы

0,1

88

84

0,92

0,092


 

Показатель качества сервиса продукции для ЗАО «АМКК» и ОАО «Молочный комбинат «Воронежский»», составил Ксерв1=0,735 , Ксерв2=0,825 соответственно. В конечном итоге интегральный показатель конкурентоспособности продукции оказался равным для ЗАО «АМКК» - 0,59, для ОАО «Молочный комбинат «Воронежский»», - 0,7. при этом коэффициенты весомости показателя уровня конкурентоспособности продукции и показателя качества сервиса рассчитывались экспертно и составили 0,7 и 0,3 соответственно.

Можно сделать вывод, что продукция ЗАО «АМКК» достаточно конкурентоспособна, и не уступает по своим качественным характеристикам  продукции основному предприятию-конкуренту.

В качестве первоочередных мероприятий повышения конкурентоспособности  ЗАО «АМКК» в 2012 г. рекомендуются  следующие мероприятия: широкое  внедрение маркетинговой концепции  в управлении предприятием; выделению  отделу маркетинга стратегически важных функций управления; комплектование маркетинговой службы специалистами в области маркетинга; обеспечение маркетинговой службы необходимыми техническим и методическим обеспечением.

 

Основные задачи повышения  конкурентоспособности предприятия могут быть эффективно решены при условии проведения в ЗАО «АМКК» следующих первоочередных мероприятий:

- осуществление технического  и технологического перевооружения  производства, разработка комплекса  мер направленных на привлечение  внешнего инвестирования в развитие производства;

- разработка и внедрение  высокоэффективной системы управления  качеством продукции, а также  проведение ее сертификации на  соответствие европейским и международным  стандартам ISO 9001 и EN29001;

- формирование мотивационного  механизма стимулирования работников предприятия за разработку и реализацию творческих идей.

- внедрение на предприятии  «Талона качества», предусматривающего  оценку труда рабочих по двум  показателям – сдача продукции  с первого предъявления и отсутствие  рекламаций со стороны представителя заказчика;

- формирование профессионализма  кадрового состава предприятия  на основе целенаправленного  обучения трудового коллектива.

Для устранения недостатков  в сбыте и продвижении товара ЗАО «АМКК» необходимо развивать  такие направления маркетинговой деятельности, как широкая реклама, представление продукции завода на различных выставках и ярмарках, активное участие в международных тендерах, организация сети представительств в регионах. Эти усилия следует дополнить эффективными мерами по созданию гибкой и мобильной системы взаимодействия подразделений завода с потребителями. Для этого необходимо провести большую работу по расширению маркетинговых исследований по регионально-продуктовому принципу с целью формирования программ профессиональных действий в стратегических зонах хозяйствования, в каждом сегменте рынка, с каждым заказчиком с учетом интересов ЗАО «АМКК».

Предприятие при определении  уровня конкурентоспособности продукции, должно опираться на следующие факторы: потенциальными возможностями предприятия, степенью удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией и результатами его хозяйственной деятельности (рисунок. 3.1). Высокие уровни каждого из факторов являются гарантией высокой конкурентоспособности предприятия в целом.

От качества производственной системы зависит и качество выпускаемой  продукции, что влияет на уровень  конкурентоспособности предприятия.

Основополагающим принципом  выделения элементов ПС для стратегического  управления ею является оценка возможностей достижения стратегических целей ПС. Элементами системы должны быть признаны не материализованные ресурсы, а те возможности, которые открываются при использовании этих ресурсов.

 

Потенциальные возможности предприятия, определяемые:

- Стратегическим потенциалом предприятия, характеризующим его адаптационные возможности

- детерминантами конкурентных  преимуществ





Степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной  продукцией, определяемая

- показатели конкурентоспособной  товарной массы проданной продукции на рынке;

- показателем изменения степени  удовлетворения требований рынка,  получаемым на базе показателей,  отображающих динамику объемов  продаж конкурентоспособной продукции 

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия