История и традиции оформления миниатюрной книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

В нашем насыщенном новыми технологиями компьютерном мире, где отношения к людям и произведениями искусства порой начинают приобретать функциональный и потребительский оттенок , где многие говорят уже не о библиотеках и библиографии, а о Web-лиотеках и Web-лиографии, авторская миниатюрная книга остается живой и необходимой - потому что несет людям ауру живого дыхания, и потому что в хорошей книге, как правило, содержится больше истин, чем хотел вложить в неё автор.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
История миниатюрной книги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Как делают миниатюрные книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Коллекционирование миниатюрных книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Файлы: 1 файл

реферат книговедение.docx

— 291.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет»

 

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Книговедение»

 

«История и традиции оформления

 миниатюрной книги»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

гр.з1125/20

Апалькова Татьяна

Проверила: Коношонок Марина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

 

 

 

Введение   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .    1

История миниатюрной книги.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .       2

Как делают миниатюрные книги     .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .      7

Коллекционирование миниатюрных  книг    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .       8

Заключение       .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .     10

Список использованной литературы    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .     11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Миниатюрные издания – это отдельный вид издательской продукции  
в богатом и интересном мире книг. По международным стандартам миниатюрным изданием считается книга, формат которой не превышает по высоте и ширине трех дюймов, т.е. 76 миллиметров.

Известно, что миниатюрная книга  появилась давно, задолго до возникновения  книгопечатания. В I в. н. э. уже существовала микроскопическая рукопись знаменитой поэмы Гомера "Илиада". Она была написана на таком маленьком  
и тонком свитке пергамента, что его можно было поместить в ореховую скорлупу. Больше миниатюрок стало появляться во время перехода от пергамента к бумаге. Есть сведения о рукописной мини-книге на бересте XIII века (5х5 миллиметров), найденной в Новгородском раскопе.

 Но широкое распространение  миниатюрные книги получили при дворе Марии Антуанетты. Войдя в моду, они стали аксессуарами туалетов модниц  
и модников. Дамы закладывали миниатюрный томик за перчатку, показывая свою образованность и богатство, а мужчины прикрепляли их к часам или галстуку.

Размеры таких древних книг - от десяти сантиметров и меньше. Известны такие миниатюры как молитвенник, созданный в Эквадоре в XV веке, молитвослов XVII века. Неподдельный интерес вызывает одно из первых изданий 1839 г. "Горе от ума" с портретом Грибоедова на обложке. Уникальная книжка форматом всего 24х2 миллиметра.

XIX в. французского издания с  сюжетами басен Лафонтена хранится  
в Ленинской библиотеке. Её легко можно отнести к предметам ювелирного искусства: обложка из слоновой кости, позолоченная застежка, золоченый обрез. Или ещё одна уникальная миниатюрная книга - юбилейное издание 1899 года  
к столетию великого русского поэта А.С. Пушкина. Это сувенирная книга  
с множеством иллюстраций, снабжённая футляром с увеличительным стеклом. Сохранилась история издания одной из самых маленьких книг в России - "Басни" И.А. Крылова. Ее размеры 22x28 миллиметров. В 1855 году специально для набора этой книги был отлит шрифт из серебра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История миниатюрной  книги

 

 

 

  Самые первые  миниатюрные книги появились  в средние века и были разновидностью  рукописных книг, которые трудолюбиво  переписывали монахи  
и писцы на тонких листах пергамента. Это были книги религиозного содержания, доступные лишь членам королевских семей и богатым людям. Создание таких книг занимало месяцы или даже годы работы.     

 В 770 году по приказу японской  императрицы, с целью распространения  буддизма в стране, были изготовлены  бумажные свитки шириной 57 мм  «Dharani», содержащие молитву, отпечатанную иероглифами с деревянного клише.     

 В средние века создавалось  немало рукописных мини-книг: в Матенадаране (Ереван) находится одна из них - размером 30х40 мм, изготовленная в 1434 году.     

 Россия не отставала от  своих восточных и западных  соседей.В библиотеке русских царей несомненно хранилась рукописная миниатюрная книга XVII века - «Святцы» размером 48х74 мм.     

 После изобретения печатного  станка Иоганном Гуттенбергом, миниатюрные книги быстро вошли в широкое использование по двум практическим причинам: маленький размер и стоимость. В 1468 году, помощник Гуттенберга и его преемник Питер Шоффер, напечатал первую карманную книгу - «Майнцский Диурналий» ("Diurnale Moguntinum"), фрагменты которой сейчас хранятся в Национальной библиотеке в Париже.

Миниатюрные книжицы печатались теми же шрифтами, что и большеформатные издания. Уменьшение формата в этом случае влекло за собой увеличение толщины книг. Поэтому в 15 веке миниатюрные издания - это малообъемные произведения, чаще всего - сборники молитв. Новые возможности уменьшения форматов появились с увеличением емкости шрифта, что в истории книгопечатания связывают с именем знаменитого венецианского издателя Альда Пия Мануция (1449-1515), который ввел в употребление емкий шрифт с наклонным начертанием знаков, получивший название курсива. Альд Мануций, греческий и латинский ученый, был наиболее значимым из ранних издателей миниатюрных книг. В конце 15-ого столетия в своей типографии в Венеции он напечатал множество ранних классиков в миниатюрном формате.

 Королева Анна Болейн пришла  на казнь с крошечной книгой  псалмов  
в золотом переплете с портретом Генриха VIII.     

 Королева Елизавета I в 1570 году издала свою собственную миниатюрную книгу с шестью из ее молитв, переведенных на французский, греческий, итальянский языки и латынь.     

 Большим поклонником миниатюрных  книг был Наполеон Бонапарт. Во  время своих военных кампаний  он возил с собой так называемую Портативную Библиотеку Путешественника - 49 миниатюрных книг в специальном кожаном футляре. В сложенном состоянии библиотека выглядела как один фолиант.     

 Президент США Авраам Линкольн  имел миниатюрный молитвенник  в то время, когда был адвокатом.  Президент Франклин Рузвельт  собрал большую коллекцию миниатюрных  книг в своей библиотеке в  Гайд-парке.     

 

 Миниатюрные книги были очень  популярны в Англии и Франции  в 17 и 18 веках. Это были не  только молитвенники и издания  Библии, но и поэтические сборники  и альманахи. В IX веке миниатюрные  книги, включавшие к тому времени  словари, альманахи и работы  Шекспира, часто переплетались в  дорогую кожу, перламутр, кость,  серебро и золото.

В 18 веке миниатюрные издания все больше становятся сувениром, порою даже просто игрушкой, забавой. Это, несомненно, отрицательно сказывается на ее удобочитаемости. Уменьшение формата становится самоцелью. В ту пору было модно посещать балы с книгами, умещающимися в перчатке. Так как никаким мелким шрифтом столь малую книгу изготовить нельзя, возникает новая техника воспроизведения миниатюрных изданий - их печатают с форм, гравированных на меди. Широкое распространение получают цельно гравированные календари, печатавшиеся небольшими тиражами для дворов коронованных особ. 

Большинство миниатюрных книг - отнюдь не дешевые сувениры. Это серьезные  образцы искусства книгоиздания, в создании которых используются как старинные технологии, так  и последние технологические  достижения.   

Первой русской миниатюрной  книгой считается «Искусство быть забавным в беседах» 1788 года размером 65×75 миллиметров.

В начале 19 века широкое распространение получают миниатюрные издания классиков художественной литературы. Особенно популярными миниатюрные и малоформатные издания делаются в России в 30-х годах 19 века. Преимущественно это книги для детей, но затем и издания современных авторов, литературные альманахи, песенники. Лучшая русская типография «Экспедиция заготовления государственных бумаг», созданная в 1818 году, выпускает серию изящных изданий русских писателей  - «Басни Крылова в восьми книгах» (СПб.,1835), «Душеньку» И. Ф. Богдановича, «Евгения Онегина», А. С. Пушкина (СПб, 1837) и др. Рецензируя «Басни Крылова», В.Г. Белинский посчитал необходимым сказать «об этой книжке несколько слов в отношении к ее типографическому достоинству». Книжка возбудила в нем «живейшее удивление и живейшую радость, как доказательство, что у нас начинает распространяться вкус к красивым изданиям, а вместе с ним и успехи книгопечатания». «Теперь, - пишет критик, - вы можете носить „Басни Крылова“ и в кармане, и в ридикюле; даже в руках детей эта книжечка будет казаться миниатюрною игрушкою; представьте только себе - в шестьдесят четвертую долю листа! И вместе с этим издание красиво до изящности, мелко до невозможности  
и, для крепких и молодых глаз, очень четко. В рассуждении мелкости, красивости и четкости, буквы, право, не уступят английским и французским. Это издание Крылова радует нас еще и в том отношении, что может произвести у нас наклонность к миниатюрным изданиям».

Помянутая Белинским наклонность вскоре даже превратилась в моду, с ее неизбежными издержками, вызвавшими иронические замечания критика. Одно из подобных изданий — «Пять стихотворений Н. Ступина» (СПб, 1842) вызвало насмешливую стихотворную рецензию Н.А. Некрасова, отметившего в библиографическом описании, что книга напечатана «в неопределенную долю листа, самую малую, какую только можно представить».

Поэт писал о книжке Ступина:

  «У нее, как у страдальца,

Неприятный  желтый цвет,

Шириной она в два пальца,

В ней на палец толку нет.

При журнале на узоре

Может быть, читатель мой,

Вы видали инфузорий —

Вот портрет ее живой!

По формату, по сюжету

Неописано мала,

Странно, как, на диво свету,

В свет в наш век она зашла!»

К 50-м годам мода на миниатюрные издания постепенно прошла. Но в эту пору их издание приобрело новую социальную направленность. В 1853 году в Лондоне заработал станок Вольной русской типографии А.И. Герцена. Произведения его были предназначены для тайного ввоза в Россию. Естественным было стремление всячески уменьшить формат изданий. Так малоформатные издания впервые были поставлены на службу революционным идеям.

 

В 1878 году в Милане была выпущена «Божественная комедия» Данте, ее размер 50×32 мм, формат полосы набора - 37×20мм. Высота букв в этой книге менее 1мм, шрифт был отлит еще в 1850 году, но долгое время никто не решался его использовать. Об этой книге распространялись всяческие небылицы, рассказывали, например, что наборщик ослеп из-за работы с миниатюрным шрифтом. Поэтому один из издателей посчитал необходимым в 1912 году обратиться с письмом в газету «Таймс», где писал: «Неправда, что первые опыты пришлось прекратить из-за болезни глаз, полученной наборщиком. Последний жив и сегодня и находится в отменном здравии».

 

Новый этап в истории миниатюрных изданий начинается с изобретения фотографии и широкого распространения (в 70-80-х годах 19 столетия) фотомеханических способов репродуцирования. Фототехника предоставила полиграфии возможность поистине безграничного уменьшения текстовых и иллюстрационных материалов. Первый опыт предпринял еще в 1839 г. английский фотограф Джон Бенджамен Дансир (1812-1887), который изготовил копию текстового материала с длиной строки в 50,8 см при уменьшении до 0,3 см. Для усовершенствования техники микрофотокопирования много сделал Прудент Дагрон (1819-1900), организовавший в 1870 году обмен микродокументацией, между осажденным Парижем и городами Тур и Бордо; уменьшенные фотокопии доставлялись по месту назначения голубиной почтой.

Фотомеханический способ изготовления печатных форм, используемых в дальнейшем для печатания миниатюрных изданий, был изобретен русским фототехником Г.Н. Скамони (1835-1907).

На рубеже 19 и 20 столетий в Варшаве организуется массовое производство миниатюрных сувенирных изданий фотомеханическим способом. В книжечках размером около 3×2 см издавались классики русской и польской литературы, а также Библия и Коран. Книжечки, читать которые простым глазом невозможно, помещали в металлический футляр с увеличительным стеклом и застежкой и носили как брелок. Ценились они от рубля до трех за штуку, в зависимости от футляров, которые в некоторых случаях были и золотыми.

 

Отдавая должное поразительному искусству  мастеров микропечати, мы все же должны привести здесь слова писателя и книголюба О.Г. Ласунского: «Производятся книги столь малые и неудобные в обращении, что не помогает никакая лупа. Нельзя забывать, что слово, содержание остаются главными в книге, какого бы формата она ни была».

 

Отмечен необычный факт. В России миниатюрная книга впервые за свою историю была применена в чисто рекламных целях. В 1896 году гильзовая фабрика С.М. Каракоза в Киеве выпустила книгу «Ашик-Кериб» М.Ю. Лермонтова размером 63×83 мм. В ней, помимо текста произведения, размещались обращения владельца фабрики к покупателям и рекламное объявление.

В начале прошлого столетия Лейпцигское издательство Ц. Банге выпускает «Маленькую библиотеку для школьников и студентов». Это были тонкие брошюрки в размере 90×60 мм. Объем их обычно не превышал 32 страницы. Содержанием брошюрок служили конспекты учебных курсов арифметики, ботаники, зоологии, истории, химии, физики... Специальной серией выпускались пересказы классических произведений античной литературы. Стоила каждая книжица 30 пфеннигов. В издательской аннотации утверждалось, что «Маленькая библиотека» «встретила горячий и дружеский прием у школьников и студентов» и что она «имеет своей целью способствовать повторению предмета учащимися во время прогулок и т.д.». Однако, представляется, что тоненькие брошюрки призваны были, прежде всего, служить шпаргалками, которые легко было спрятать в одежде во время экзаменов.

Новый аспект тематики миниатюрных  изданий был найден в 1901 г., когда в Великобритании был издан крохотный путеводитель по Лондону. Размер этой хорошо иллюстрированной книжицы - 76×63 мм. Издание имело столь большой успех, что побудило издателя выпустить целую серию миниатюрных путеводителей.

В СССР миниатюрные издания выпускались уже в первые годы советской власти. В это время они носят отнюдь не сувенирный или собирательный характер, а выполняют идеологические, культурно-просветительные и информационные функции. Среди первых издается «Конституция РСФСР» (1921, 52×32 мм). Не было в ту пору, пожалуй, ни одного сколько-нибудь значительного партийного или государственного документа, который не был бы издан в малом формате. На страницах миниатюрных изданий советские рабочие делились своим опытом, были не редки такие издания как, например, «Мой опыт скоростной обработки поездов», «Мой опыт организации грузовых работ». Еще одна область, в которую проникли миниатюрные издания - занимательный досуг. Всевозможные сборники кроссвордов и ребусов, головоломок и шарад, альбомы для раскрашивания, описания игр - все это выпускалось в 30-х годах в виде книг малюток. Поражает обилие ведомственных изданий этих лет - инструкций, памяток, положений, правил. Малые форматы приблизили инструкционную литературу к месту ее использования. С другой стороны они позволяли выпускать ведомственные издания с минимальными затратами бумаги.

Информация о работе История и традиции оформления миниатюрной книги