Биологический организм по теории Г. Спенсора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные.

Содержание работы

Введение. 3
1.Общество как биологический организм по теории Г. Спенсора. 4
2.Правомерно ли уподоблять общество биологическому организму. 6
Заключение. 10
Задание 2 11
Список литературы. 12

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


Факультет: Экономический

Кафедра: Общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных           дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

Вариант № 4

 

Выполнил:

 

ФИО полностью, заполняется студентом

Группа:

 

если номер группы неизвестен, просто, например, М(Ф, ЭУ и т.д.)-10-С(И),

 заполняется студентом

Контактная информация:

 

e-mail, моб.телефон , заполняется студентом

Отметка о регистрации:

 

дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры)

Проверил:

Вотинцева Н.Н.

ФИО преподавателя

Дата:

 

Оценка:

 

Примечания:

 
 
 
 

 

 

Пермь 2012г.

 

Оглавление.

 

 

Введение.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общество как биологический организм по теории Г. Спенсора.

Спенсер — основоположник органической социологии, последователь Конта. Социология Спенсера основывается на двух научных парадигмах:

- понимание общества как особого вида социального организма;

- понимание развития общества как социальной эволюции.

Изучая общество, Спенсер задался целью выявить закономерности его организации и функционирования. Он счел возможным провести аналогию между обществом и биологическим организмом как наиболее совершенной системы с гармонично взаимодействующими элементами.

Проведя сравнительный анализ, Спенсер выделил 6 сходств общества и биологического организма.

- на протяжении большей части своего существования общество, как и биологический организм, растет и увеличивается в объеме;

- по мере роста усложняется структура как общества, так и биологического организма;

- усложнение структуры общества и биологического организма сопровождается дифференцированием функций;

- дифференциация структуры и функций в обществе и организме сопровождается усилением взаимодействия всех структурных элементов;

- в обществе, как и в организме, после разрушения целого отдельные элементы могут некоторое время существовать автономно;

- аналогия между обществом и организмом может быть перевернута. Отталкиваясь от этих сходств, Спенсер выделил в обществе и организме три сходных системы:

Система

Организм

Общество

поддерживающая

Мышцы, органы питания

Промышленность, сельское хозяйство

распределительная

Кровеносная система

Транспорт, торговля

регулятивная

Нерная система

государство


Проводя аналогию между обществом и организмом, Спенсер, тем не менее, не ставил знак равенства, так как считал, что между ними существует ряд различий:

    1. дифференциация функций в организме такова, что чувствовать и мыслить могут только отдельные органы, в обществе же эти способности распространяются на все элементы;
    2. организм — это конкретно целое, все элементы которого неразрывно связаны друг с другом, общество же — дискретно целое, а люди, составляющие его, достаточно самостоятельны;
    3. в организме все элементы существуют для и ради целого, в обществе же, наоборот — целое существует для того, чтобы обеспечить существование каждого элемента.

Сравнение общества и организма позволило Спенсеру выявить закономерности в организации общества и первым выделить и научно обосновать его структурные элементы. Учение Спенсера о социальном организме позволило выявить институционализм общественной жизни. Проводя аналогию между отдельными органами организма и функциональными системами общества, Спенсер выявил социальные институты ("социальные учреждения").

Спенсер ввел такие понятие, как социальная организация, социальная функция, социальный процесс.

Развитие общества Спенсер также рассматривал по аналогии с эволюцией биологического организма. В основе социальной эволюции лежат два противоположных процесса — дифференциация и интеграция.

В основе социологии эволюции, по Спенсеру, лежит усложнение общественной жизни, дифференция социальных функций и появление новых социальных институтов. Этапы в развитии общества характеризуются появляением новых, значимых социальных институтов.

Герберт Спенсер, наряду с Огюстом Контом, рассматривается как один из отцов-основателей науки социологии. Спенсер первым разработал собственный категориальный аппарат социологии и первым научно обосновал структуру общества.

2.Правомерно ли уподоблять общество биологическому организму.

Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое". На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно . взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производя-' щей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исторические исследования неопровержимо доказали, что общественный строй не есть продукт свободного творчества человеческого разума, а представляет результат необходимого закономерного развития человечества. Развитие человеческого общества так же, как и развитие животного организма, подчиняется необходимым законам, которые не властна уничтожить или изменить человеческая воля. Культурная работа каждого нового поколения составляет необходимое продолжение культурной работы предшествующих поколений. Между отдельными поколениями существует теснейшая связь исторического преемства. Сами потрясения и революции составляют необходимый результат предшествовавшего исторического развития. Словом, исторические исследования показали, что как между современниками, так и между сменяющими друг друга поколениями существует тесная органическая связь. Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным.

 

 

 

 

 

 

Задание 2

Один богач никогда не подавал милостыни бедным, всегда повторяя поговорку: «Бог ему не дал, как же я могу ему дать».

Ответ:

Я думаю, что оправдания социального через религиозное быть не может. Ну, или, по крайней мере, это было бы концептуальным, если бы все люди мира были верующими, при этом желательно в одного бога. С точки зрения социологии, человек переносит социальную ответственность и чувство вины на бога. Одновременно противопоставляя каноны религии и оправдывая свои действия с ее помощью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Арон Р. Этапы развития социологической мысли., 2005.

2. Бачинин В.А. История западной социологии., 2002.

3. История  социологии в Западной Европе  и США: Учеб. для ВУЗов / под ред. Гайденко П.П., Добренькова В.И., Ионина Л.Г. и др., 1999.

4. Кравченко  С.А. Социология. Учебное пособие для ВУЗов., 2002.

5. А.А.Радугин, К.А,Радугин. Социология: курс лекций., 1996.

6. Каменская  Е.Н Социология: учебное пособие., 2008.

 

 

 


Информация о работе Биологический организм по теории Г. Спенсора