Вклад софистов в культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики. Потребность в новом типе знания (а, значит, и философствования) вызвана, прежде всего, существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику, говоря сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого полиса.
Второй этап - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э. - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………….. 3
2. Кто такие софисты……………………………………………………………...7
3. Вклад софистов в культуру……………………………………………………9
4. Критика софистов………………………………………………………..........11
5. Заключение……………………………………………………………...……..14
6. Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Софисты.docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….. 3

2. Кто такие софисты……………………………………………………………...7

3. Вклад софистов в  культуру……………………………………………………9

4. Критика софистов………………………………………………………..........11

5. Заключение……………………………………………………………...……..14

6. Список используемой  литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Античная философия.

Греческая античная философия  сформировалась в VII - VI вв. до н.э. Своим  характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных  философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального  постижения окружающего мира.

Определенные философские  элементы, естественно, появлялись и  до возникновения философии как  таковой. Им, однако, нельзя приписывать  методологическую последовательность, характерную для греческой философии.

В развитии античной философии  можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики. Потребность в  новом типе знания (а, значит, и философствования) вызвана, прежде всего, существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого  в Афинах, стоявших в авангарде  развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые  обращают внимание на проблематику, говоря сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого полиса.

Второй этап - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э. - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью  Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии. Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах. И хотя после поражения  в Пелопоннесской войне Афины  теряют свое исключительное положение  среди греческих городов, однако остаются центром греческой культуры и научной жизни. Укрепление политического  влияния Македонии и ее гегемония  над греческими городами означали конец  классической демократии.

С установлением гегемонии  Македонии и с упадком греческих  городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV - II в. до н.э.). В подавляющем большинстве работ  этот период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но, прежде всего, они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

Начало четвертого, заключительного  этапа в развитии античной философии (I в. до н.э. - V - VI вв. н.э.) приходится на период, когда решающей силой античного  мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в  философии является скорее хранителем наследия греческой философской  мысли, чем его продолжателем  в собственном смысле слова. В  этот период формируются начала христианской философии, которая уже выходит  за рамки тогдашней философской  атмосферы.

Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Этот период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму  города-государства - полисы. Основой  политического строительства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом. Рабовладельческая  демократия давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать  в делах полиса. Это, однако, предполагало владение рядом определенных, специфических  знаний. Кроме общего знакомства с  историей, культурой и основами хозяйственной  жизни, особое значение приобретали  знание риторики и определенные философские  знания.

Потребности в широком  образовании свободных граждан  удовлетворялись деятельностью  первых профессиональных учителей по общему образованию. Они учили не только риторике, политике и судопроизводству, но и всем другим областям и ответвлениям знаний, которые человек мог практически  использовать и которыми должен был  владеть, если хотел, чтобы его считали  «мудрым». Сократ с определенной долей  иронии говорил об этих учителях, что, уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и выводится их название - софисты (софос - мудрый). И.И. Богута (перевод  с чеш.). История философии в  кратком изложении. М.-Мысль, 1995 г., 590 с.

Софисты - создатели античной риторики.

Гегель говорил о том, что истинное свободное мышление стало возможным лишь в Греции. Поскольку территория Древней Греции представляла собой островки поселений, отгороженных друг от друга лишь невысокими горами и объединяемых общим выходом к морю, то это, с одной стороны, одновременно делало возможным развитие относительно локализованных общественных и культурных отношений, которые отличали данные поселения друг от друга. Некая културно-географическая неоднородность совокупности государств-полисов приводила к тому, что они жили между собой в постоянном соперничестве. Соперничество приобретало не только характер войн, но велось также в экономической, политической, культурной сферах.

В качестве важнейшей предпосылки  формирования греческой философии  как становления свободного духа древних греков является выработанная ими такая форма политического  правления, как демократия, которую  Гегель оценивал как художественное произведение в политике. Это была форма эгалитарной демократии лишь по отношению к меньшинству населения, и рабство было условием данной демократии.

И, тем не менее, особенности  политического устройства Древней  Греции привели к активной политической и культурной жизни, к элементам  демократии и публичности в принятии решений, что часто проявлялось  в виде открытых споров и дискуссий. Философия принимает диалоговую форму, основанную на столкновении разных точек зрения. А это, в свою очередь, дает начало, с одной стороны, доказательному типу мышления, основанному на разработке разнообразных приемов и типов  доказательств, что позже связывается  с такой философской дисциплиной, как логика. А с другой - дополняет  логическое доказательство психико-эмоциональными приемами воздействия на сознание человека, что приводит к становлению такой  дисциплины, как риторика.

Появляются первые профессиональные учителя по общему образованию. Их называли «софисты» (от греч. sophists - искусник, мудрец, лжемудрец). Они учили всем областям знаний, которые человек мог практически  использовать. Для софистов характерное  перемещение интересов от поисков  абсолютной истины о космосе и  бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе. При обучении они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они значительный упор делали на риторику.

Актуальность темы: Риторика зародилась в демократическом государстве. Ее развитие тесно связано с развитием  самого общества: любые назревающие  проблемы и перемены требуют искусства  красноречия, чтобы донести до граждан  необходимость этих перемен или  предостеречь от них. В России в развитие риторики большой вклад внес М.В. Ломоносов. Но только в демократическом  обществе возможна так называемая свобода  слова. Депутаты Государственной Думы соревнуются в ораторском искусстве, переходя иногда от слов к рукоприкладству (наверное, для пущей убедительности). А вот с делом слова чаще всего расходятся. Но ведь в этом и есть суть софистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто такие софисты

В Древней Греции мыслители  посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они  делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и  тирании пришла власть рабовладельческой  демократии. Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического  и судебного красноречия, силой  убедительности устного слова и  логической доказательностью своих  суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали  выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и  дипломатии.

Если слово «философия»  происходило от двух греческих слов «филос» - любовь и «софос» - мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты откровенно провозгласили  себя мудрецами.

В первоначальном смысле слово  «софисте» означало «мастер, знаток». Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким  почитали Солона и Пифагора, а также  знаменитых «семь мудрецов». Но в  дальнейшем это название стало присуще  исключительно тем, кто мог продемонстрировать свою мудрость в речи, правдоподобном доказательстве.

Софисты - эти «учителя мудрости» - сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах  коммуникации, обучая ораторскому искусству  и политической деятельности, а также  конкретно-научным и философским  знаниям. Некоторые софисты обучали  приемам и формам убеждения и  доказательства независимо от вопроса  об истинности доказываемых положений  и даже прибегали к нелепым  ходам мысли, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял  рога, следовательно, ты их имеешь». В  своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило  к безразличному отношению к  истинности в доказательствах и опровержениях. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все. По этому вопросу Платон в своем трактате «Горгий» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть «мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота… Оно обладает способностью убеждать словом и судей в суде… и во всяком ином собрании граждан… а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу». Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1990.

Итак, софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное - это не логически доказать, а  убедить, или переубедить собеседника. А для этого все средства хороши. Таких средств было много. И, прежде всего, - это слово. В. И. Курбатов. История  философии. Конспект. Изд. «Феникс», 1997, 448 с.

Слово, язык - имеют природу, отличную от мышления. Слово изреченное всегда отличалось от слова задуманного. Ибо мысль, будучи выраженной в слове, сразу становится подчиненной языку.

Кроме использования различных  аспектов языка, софисты «грешили»  еще и против логики. Вернее, они  нарушали законы мышления, которые  впоследствии стали аксиомами логики. Они зачастую в угоду цели частное  выдавали за общее, случайное за необходимое, внешнее за внутреннее. На этом и  были основаны их софизмы, образцы правдоподобных рассуждений, в которых из истинных предпосылок делался невероятный, парадоксальный вывод. Вот один из софизмов, дошедших до наших дней. Он называется «Вор».

- Вор приобретает лишь  хорошие вещи, - говорит софист.

- Приобретать хорошие  вещи, значит, делать благо.

- Значит, - заключает он, - вор делает благо.

Или другой софизм, под названием  «Лекарство».

- Употреблять лекарства  - это благо, - утверждает софист, и многие с ним в этом  согласятся.

- Нужно как можно больше  делать блага, - продолжает он.

- Значит, нужно как можно  больше употреблять лекарств.

Когда софиста ловят на лжи, то он, изворачиваясь, говорит:

- Говорить ложь, значит, говорить  то, чего нет.

- Говорить то, чего нет,  невозможно.

- Значит, я не лгу, да  и никто не лжет.

Софистам была присуща  своя доказательность и аргументированность. По их мнению, вполне возможно об одной  и той же вещи иметь два совершенно противоположных суждения, оба из которых являются обоснованными. Указанные  обоснования одного и того же предмета, осуществляемые с противоположных  позиций, существуют как бы в разных мирах, в разных системах координат, в разных системах ценностей и  принципов. И каждая из них может  считаться в той степени обоснованной, в которой она соответствует  своей собственной системе ценностей, своему миру. Все зависит от точек  зрения. А их может быть очень  много, и в той мере, в которой  они подкреплены, они могут считаться  обоснованными (естественно, пока не доказано обратное).

Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопоннесской войны (431 - 404 до н.э.). Во время жизни Аристотеля софистика уже приходит в упадок. К наиболее видным представителям так  называемых старших софистов принадлежит  Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт.

Вклад софистов в  культуру

Наиболее полно суть воззрений  софистов выразил Протагор (ок. 480 - ок. 410 до н.э.). Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого  знания, доказывая, что каждому утверждению  может быть с равным основанием противопоставлено  противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления  и обосновал равенство свободных  людей.

Диалектика как определенный вид философского мышления впервые  в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов, у Горгия (483 - 375 до н.э.) же она имеет скорее характер отрицательный, только как средство доказательства или опровержения, и  притом лишена систематичности. Так, Горгий, выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. Аристотель писал: «Горгий правильно говорит, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же - серьезностью». Антология мировой философии в 4-х т. М., 1969. Т.1, с.318.

Информация о работе Вклад софистов в культуру