Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:43, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет культурологии. Понятие культуры.
2. Единство теории и истории культуры. Развитие культуры во времени и пространстве.
3. Человек, культура, взаимодействие материальной и духовной культуры.

Файлы: 1 файл

shpora.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

Третья книга  называется Левит (или «И воззвал»)  - книга  религиозного законодательства.

Четвертая книга - Числа (или «В пустыне») повествует о законодательстве и истории  евреев после выхода из Египта и  до завоевания Палестины.

Пятая и последняя  книга - Второзаконие (или Слова) - книга  религиозного законодательства.

Вторую группу библейских книг составляют "исторические"  книги  или "писания". В  эту  группу  входят: книга притчей Соломоновых, книга Песни Песней, Псалтырь (Псалмы, книга религиозных  гимнов, приписываемых  царю Давиду), книги Царств.

Третью группу составляют пророческие книги: пророков Даниила, Черекииля, Иеремия и книги 12 "малых пророков": Авдия, Аггея, Осия, Амоса и других.

Все эти книги  вместе взятые христиане называют Ветхим Заветом, в отличии от собственно христианских (евреями не признаваемые) книг Нового Завета. После смерти Иисуса Христа, его воскресения и вознесения на небо община христиан несколько десятилетий не имела  другого  священного писания, кроме Танаха. Одновременно христиане с самого начала располагали своим преданием, т.е. довольно обширным собранием устных рассказов о Христе, о его учении, а также о его Христовой этике и так далее. Определенные части начинают  переносить  на  папирус и пергамент. Возникает собственное Священное Писание - Новый Завет. По контрасту дохристианское Священное Писание стало называться Ветхим.

В Новый Завет  входят:

1. Законоположительные  книги (или Четвероевангелие); 2. Исторические  книги; 3. Учительные книги; 4. Откровение  Иоанна Богослова.

50 ветхозаветных  книг и 27 новозаветных были  написаны в разное время, разными  людьми (представлявшими различные культуры) и тем не менее, вся Библия не есть механическое соединение, а единая, цельная, непротиворечивая книга.

Такова Библия, на основании которой строят свои  религиозные  учения еврейские, христианские и другие священнослужители.

 

11. Значение  христианской религии. Деление  ее на католическую, протестантскую  и православную.

Римский народ после 382 г., а также германские и славянские племена воспринимали христианскую веру путем крещения их вождей и дружин. В этот момент вожди брали на себя обязательство подчиняться папе в области духовной жизни и в области некоторых тогдашних дел. Христианизация вождей была тождественна христианизации племен и народов в соответствии с принципом “народ исповедует веру короля”. В силу этого правового принципа христианином становился каждый член племени или народа, чей владыка принял христианство. Поскольку христианство было государственной религией, постольку повиновение светскому и духовному владыке влекло за собой легитимизацию христианства. Таким образом, легитимность является первой из указанных выше черт.

Христианская теология представляет собой целостную систему  представлений о вселенной, о  природе. В соответствии с ее принципами бог сотворил вселенную, выступает  гарантом ее существования и конца, по его воле ангелы перемещают тела на небесном своде, он служит причиной всех необычайных явлений. Бог представлялся грандиозной космической силой, несущей ответственность за постоянство обращения небесных сфер и ситуации, нарушающие их движение. В народном воображении бог был той силой, которая посылала дожди или засуху, мороз или тепло, моровые поветрия, громы и молнии. На языках ученых теологов и простых людей выражаются одни и те же черты, в обоих случаях бог выступает богом природы — космической силой, от которой зависит благополучие или голод, смотря каков урожай. Поэтому аграрность — вторая черта.

Христианство в феодальном обществе Западной Европы выполняло  функцию идеологического интегратора, что привело к консолидации его  организации — римско-католической церкви, представляющей собой строго иерархически централизованную систему во главе с римским папой и стремящейся к главенству в “христианском” мире. Вековое сооружение папской теократии основано на двух взаимоисключающих принципах — принципе аскетизма (отречения от мира) и принципе всемирной власти (владычества над миром). Более того, римско-католическая церковь от имени бога пыталась добиться также “интернационализации” своей власти — пробиться на Восток, хотя и потерпела в этом поражение. В остальном же католическая церковь продемонстрировала необыкновенную живучесть.

Римско-католическая церковь  с самого начала установила монополию  на интеллектуальное образование, она  использовала некоторые знания античности при организации епископских  и монастырских школ, необходимых для обучения клириков. В них Боэцием и Кассиодором было введено (VI в.) деление “семи свободных искусств” на две части: триквиум (три пути знания: грамматика, риторика и диалектика) и квадриквиум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). В XII и XIII вв. из них иногда возникали университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права). В 1200 г. во Франции был основан Парижский университет, в Италии находились такие знаменитые школы, как Болонская юридическая и Салернская медицинская школы. В XIII в. появились и другие университеты: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии; в XIV в. были основаны Пражский, Краковский, Гейдельбергский, Кельнский и Эрфуртский университеты. В конце XV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов.

Преподавание, в средневековых  университетах велось на латинском  языке. Средневековая университетская  наука получила название схоластики (от слова scо1а — школа); наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии. Нужно не забывать, что на духовную жизнь средневековья наложили свою печать католическая церковь и город. Этому новому этапу духовной культуры Западной Европы соответствует “схоластическая логика”, в рамках которой большой вклад в развитие логических идей внесли номиналисты (средневековые материалисты).

 

 

 

 

 

12. Искусство  как феномен культуры. Истоки  возникновения искусства.

Вопрос о происхождении  искусства до сих пор решается неоднозначно. Так, имеется магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические верования и обряды. Эта концепция, приведена отечественным ученым Д. Угриновичем в его книге “Искусство и религия”: “Хотя искусство и религия порождены принципиально различными социальными потребностями, возникли они в одно время и реализовались первоначально в „единой нерасчлененной системе духовно-практической деятельности, которую представлял собой первобытный мифологический обрядовый комплекс”. Существенно то, что источником эстетического отношения к миру, сконцентрированного в изобразительной деятельности, танцах, музыке и прочих видах искусства, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельная звуковая речь — форма выражения логического понятийного мышления, но общение может осуществляться посредством рисунка, жеста и пения, зачастую выступающих элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что искусство представляет собой форму существования социально значимой и циркулирующей в обществе информации, систему эстетических ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива: информация, выраженная в системе эстетических кодов, была необходима для совершения практических коллективных действий, обеспечивающих, в конечном счете, существование племени.

Следует учитывать и  психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. Оказывается, в отличие от других органов человеческого организма, которые функционируют ритмично, мозг может осуществлять свои высшие функции, выходя за пределы ритмов организма. Для глубокого постижения мира, для выработки абстракций мозг нацелен не на физиологические ритмы, а на динамику отражения окружающего мира. Возникает аритмия, вызывающая усталость у человека. Чтобы ее снять, необходим отдых, перерыв в умственной деятельности, т.е. необходимо возвращение к нарушенным ритмам организма.

Традиционное родоплеменное  искусство в силу своей синкретичности (оно переплетается со всеми иными  аспектами культуры — мифологией, религией, обрядом и пр.) является полифункциональным. Прежде всего, оно, наряду с другими формами (или сферами) культуры, представляет собой воплощение и выражение общих, устоявшихся представлений данного общества, т.е. выполняет идеологическую функцию.

В основе произведений искусства до письменной и, особенно пред письменной эпохи лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству первобытное и традиционное искусство эффективно выполняет различные социальные функции. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные формы и художественные предметы, используемые при совершении обрядов инициации, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляют “одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род” (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного и традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идеоластические формы призваны выражать сложные идеи и понятия, которые невозможно воспроизвести натурально.

В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно  переплетаются с магико-религиозными: статуэтки — вместилища душ умерших, предназначенные для культа предков, играют определенную социальную роль. Ведь они отражают реально существующую структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует земной. Синкретизм этого искусства, нерасчлененность его магико-религиозных, социально-политических и иных функций отражает нерасчлененность этих аспектов в реальной жизни архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков, различными фетишами, масками, так как и те и другие наделены сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предметом поклонения.

 

 

13. Художественная  и научная картина мира как следствие разных способов познания мира.

 

Рациональное

Иррациональное

Однозначная причинная  связь.

Не требует однозначной  причинной связи.

На любой вопрос –  один истинный ответ.

На любой вопрос несколько  истинных ответов, зависящих от точки зрения, имеющихся фактов, субъективного опыта.

Объективная достоверность  и проверяемость. Требуется достоверный  опыт, точная, проверенная информация. Важен источник информации и их количество для 100 % достоверности.

Субъективная достоверность  и непроверяемость. Достаточно субъективного убеждения. От недостоверной, выдуманной информации можно получать удовольствие – пьесы, спектакли, сериалы.


 

Искусство – универсальная, образная модель жизнедеятельности  человечества. Искусство призвано воспринимать, анализировать, концентрировать и транслировать ценностный опыт культуры. Искусство имеет право на искажение.

Важнейшие функции искусства:

1. Аксиологическая (ценностная) –искусство это играющая иллюзия,  концентрированное изображение  жизни, дает нам новое видение жизни.

2. Воспитательная.

3. Коммуникативная –  художник-автор, автор-публика, публика-критик, криьтик-автор.

4. Познавательная - можно  прожить много жизней, приобрести  чужой жизненный опыт (не всегда  верный).

5. Отдых и развлечение.

6. Эстетическая: жизнь прекрасна, хочется подражать герою; жизнь отвратительна, так жить нельзя!

На западе 1, реже 2. В  России все наоборот («чернуха»): К. Муратова «Три истории», «Абсинентный синдром». Эстетическая функция заключается  в приукрашении жизни, безобразное не желательно, даже смерть красива («Лаокон и змей»), иначе нам неприятно.

7. Мифологическая.

И еще 10-15 функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Художественный  образ. Полифункциональность искусства,  классификация искусств.

Художественный образ  это очень противоречивое понятие, определяется как инструмент многозначного осмысления мира. Художественный образ используется для духовного осмысления окружающего нас мира, в отличии от понятия – однозначного, научного осмысления мира.

Типичное для науки  это нечто среднее.

Типичное для искусства  это самое лучшее, высокое, прекрасное.

В художественном образе у героя показываются яркие, привлекательные  качества.

Художественный образ  часто выражается в сравнении, метафорично.

Метафоричность это  загадка через образное описание (сидит красна девица в темнице, а коса на улице).

Классификация искусств:

1. По типу восприятия:

а) слуховые

б) зрительные

в) зрительно-слуховые

 

2. Пространственные:

а) двухмерные (картины, гравюры, рисунки)

б) трехмерные (скульптура, архитектура)

в) трехмерные (театр)

 

3. Массовые искусства:

а) искусство одного

б) искусство многих

 

4. По форме создания:

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"