Шпаргалка по "культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:26, шпаргалка

Описание работы

ответы к экзамену по культорологии

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)

В юго-западной части Соборной площади  расположен изящный девятиглавый с  золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484–1489 годах псковскими мастерами как домовая церковь великого московского князя, где совершались таинства браковенчания, крещения детей. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Долгое время собор был первенствующим храмом московских князей. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. В соборе находится древнейший в России высокий иконостас, все иконы его пяти ярусов относятся к XIV–XVI векам, некоторые из них написаны преподобными Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Прохором с Городца. Собор пострадал при артобстреле Кремля в 1917 году.

Архангельский собор. Постройка  собора началась при Иване III и была закончена при великом князе  Василии Ивановиче. До этого здесь  находился Архангельский собор, сооружённый ещё Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. Собор был возведен в 1505–1509 годах архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, однако его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, центральный купол позолочен, а боковые покрашены серебряной краской. Архангельский собор был усыпальницей московской правящей династии вплоть до конца XVII века, когда столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. О многих важных страницах отечественной истории напоминает Архангельский некрополь. Здесь покоятся останки великих князей и царей Ивана Калиты, Ивана Грозного, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и других – всего 54 захоронения. Здесь хранятся великие святыни православия: мощи св. благоверного князя Дмитрия Донского, черниговских чудотворцев, св. благоверного царевича Дмитрия Угличского. В 1929 году при сносе собора Вознесенского монастыря оттуда в Архангельский собор были перенесены останки цариц и великих княжен.

На Соборной площади Кремля возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века – колокольня Ивана Великого, выстроенная Боно Фрязиным в 1505–1508 годах на месте старого каменного храма 1329 года. В 1600 при Борисе Годунове она была надстроена и завершена куполом, о чем и сообщает трехъярусная надпись славянской вязью под куполом. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва в радиусе 30 километров. К колокольне примыкали Успенская звонница и Филаретовская пристройка. В 1812 году заряд, заложенный французами в основание колокольни, сработал, но само здание уцелело (разрушились только звонница и пристройка, восстановленные в 1819 году). Колокола Ивана Великого смолкли в 1918 году и вновь зазвонили на Пасху в 1992 году. В галереях ярусов помещается 21 колокол XVI–XIX веков. Самый большой колокол – Успенский – весит 70 тонн. Высота колокольни – 81 метр, толщина стен первого яруса – 5 метров, второго яруса – 2,5 метров. Вверх к куполу поднимается лестница в 329 ступеней.

Небольшая одноглавая церковь Положения Ризы Божьей Матери была построена псковскими мастерами в 1484–1486 годах. Этот храм находится на месте древней церкви, возведённой в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши в день праздника Положения ризы Божьей Матери во Влахерне. В этот день татары внезапно отступили от стен Москвы, бросив все награбленное добро. В конце XV века на месте старой сгоревшей церкви возвели новую кирпичную, обнесённую с трёх сторон открытой папертью. В XVII веке церковь перестроена, была сделана четырёхскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. Храм сильно пострадал во время пожара 1737 года и при артобстреле Кремля в 1918 году (после крупной реставрации церковь открыта как музей).Выполненный московскими мастерами четырехъярусный иконостас церкви в серебряном окладе – одно из лучших произведений русского искусства первой половины XVII века.

 К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635–1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода. Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 году. В 1929 в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря.

К востоку от Теремного  Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины, Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего. Первой была построена церковь св. Екатерины (1627). Будучи расположена рядом с Золотой царицыной палатой, эта церковь была составной частью покоев царицы и главной церковью на женской половине. В 1635–1652 годах создатели Теремного царского дворца мастера Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков воздвигли Верхоспасский собор. Снаружи, как и все домовые церкви Теремного дворца, он имеет медную кровлю XVIII века и 11 небольших барабанов с золочёными куполами. Эта часть Кремля наиболее эффектна: удивительно красивы яркие изразцы в нишах и на барабанах, узорчатый фриз, а внутри – особо ценные иконы работы Федора Зубова, резной деревянный иконостас и царские врата, украшенные чеканкой по серебру. Над Верхоспасским Собором находится церковь Распятия Христа (1681), где в иконостасе находятся иконы, выполненные методом аппликации. Церковь Воскресения Словущего была построена над храмом св. Екатерины в 1680 – 1681 годах. Здесь находится резной иконостас с иконами работы Поспелова конца XVII века и паникадило, подаренное шведским королем Карлом XI.

В 1552 году в канун Покрова  Богородицы русские войска взяли  столицу Казанского ханства, и в 1555 году в Москве началось строительство  храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих –  Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом. К 1588 году к собору была пристроена десятая церковь – храм святого Василия. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название – собор Василия Блаженного. В 1812 году собор был жестоко разграблен французами, которые хотели взорвать его, но не успели. Спустя столетие (в 1918 году) храм вновь подвергся разорению, а последний настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян. В 1923 году часть собора превращена в музей, колокола изъяты и переплавлены. В 1936 году рассматривался проект сноса собора как существенной помехи для демонстраций, однако он не был исполнен. В соборе проводятся службы в праздник Покрова Богородицы. 

Собор Казанской Иконы  Божией Матери был построен в память исторической победы русского народа над польскими захватчиками в 1612 году. В посвящении собора Казанской иконе Богородицы выразилась благодарность народа небесной Заступнице, освободившей город от иноземцев. Вместе с тем в этом проявилась преемственная связь между двумя победами общенационального значения – освобождением Москвы от интервентов народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским и взятием Казани Иваном Грозным. Идея создания монументального сооружения, прославляющего независимость Русского государства и ратные подвиги его воинов, столь ярко воплотившаяся в архитектуре храма Покрова на Рву, получила свое достойное продолжение в ансамбле Красной площади. Два храма-памятника на противоположных концах площади как бы вступили в диалог. Строительство началось в 20-е годы XVII века. Собор был освящен в 1637 г. В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой князь Пожарский шел в бой в 1612 году. На протяжении веков каждый год 22 октября к Казанскому собору совершался крестный ход с участием царя и патриарха. Особенной художественной выразительностью обладала венчающая часть собора: стройная пирамида килевидных кокошников, увенчанная неожиданно массивной главой на изящном барабане. Казанский собор был возобновлен в 1753 году под руководством архитектора Д.В.Ухтомского. В 1865 году по проекту архитектора Козловского была надстроена колокольня Казанского собора. Массивный столп высокой трехъярусной колокольни убедительно включился в единый фронт застройки всей восточной стороны Красной площади. Собор был демонтирован в 1930 году и восстановлен в 1993 г.

  1. Культура московского государства в 14–17 веках 
     
     
    Центром государственного и культурного возрождения становится Московское княжество. Москва была центром общерусского летописания и церковной столицей.  
    В 16 в. при Иване Грозном созданы:

 
10-томные «Четьи-Минеи» («Чтения ежемесячные» — жизнеописания русских святых, составленные по месяцам);

 
«Степéнная книга» — изложение русской истории от Владимира Крестителя до Ивана Грозного;

 
свод житейских правил и наставлений «Домострой».

Первые попытки книгопечатания относятся к 1553 г. От того времени сохранилось семь анонимных книг. 
В сер. 16 в. в Москве Иван Грозный создает первую государственную типографию, в которой Иван Федоров и Петр Мстиславец 1 марта 1564 г. издали первопечатный «Апостол», в 1565 г.— «Часослов», затем — другие книги.  
На рубеже 15–16 вв. Москва превращается в столицу единого централизованного государства, оплот православия. Это подкрепляется выдвинутой монахом Филофеем в нач. 16 в. теорией «Москва — третий Рим», которая получает монументальное оформление в архитектуре. 
С кон. 15 в. перестраивается белокаменный Кремль. Итальянские мастера одевают его в красный кирпич. К нач. 16 в. на Соборной площади Кремля перестраиваются или возводятся заново Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы.  
В 16–18 вв. в каменное строительство привносится традиционный для деревянного зодчества шатровый стиль (церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, собор Василия Блаженного на Красной площади и др.).  
Живопись этого периода представлена иконами и фресками Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Иконопись русских изографов-богомазов является шедевром не только отечественной, но и мировой культуры.

  1.   На пороге Нового времени.

 

 В 17 в. завершается история патриархальной древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Начинается «обмирщение» культуры (усиление ее светского характера). 
Во второй пол. 17 в. стала проявляться реалистическая тенденция в живописи — в иконах Симона Ушакова («Спас нерукотворный» и др.), в парсунах(испорченное от лат. персона — лицо, личность). так назывались портреты реальных исторических лиц, написанные в традиции иконописи (переходная стадия к светскому портрету). 
Появляется рифмованная поэзия (Симеон Полоцкий), драматургические произведения. Первый придворный театр в России (1672–1676) существовал 4 года при дворе царя Алексея Михайловича.  
В 1687 г. (в регентство царевны Софьи) в Москве открывается первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

Театр.  До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды - свдьбы, праздники такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, музыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.  
     По-настоящему театр был создан в XVII в. - придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр был организован в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.  
     Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских отроков. В 1673 г. 26 жителей Новомещанской слободы были определены к «комедиальному делу», потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре 1.  
     Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, ставились по праздникам, роли исполнялись учащимися Академии. В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Кроме реальных лиц вводились и аллегорические персонажи.  
     Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.  

В 1687 г. в Москве была открыта  первая высшая школа - Славяно-греко-латинская  Академия, где наряду с греческим  и латинским языками преподавали  ряд богословских и светских дисциплин. В Академию перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое  стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.  

Происходит так называемое обмирщение культуры, т. е. ее отход  от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация'). Секуляризация - процесс  освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния  религии и церкви. 

  1.  реформы Петра I в русской культуре  
     
    первой четверти 18 века  
    Новое время в России начинается с петровских реформ. Культура этого времени характеризуется дальнейшим обмирщением, рационализмом, открытостью, контактами с Западом. 
    Появляются: наука, светское образование и живопись, авторство произведений и садово-парковая культура. 
    Северная война вызвала реформы, а они потребовали большего числа специалистов для военной и государственной службы. Для их подготовки создается система государственного светского (то есть внецерковного) образования. 
    Первое светское государственное учебное заведение в России — Навигацкая школа в Москве (1701). Затем создаются артиллерийская, инженерная, цифи*рная и другие школы. 
    Вершиной и символом петровских реформ в области науки и образования стала Петербургская Академия наук, основанная в 1724 г. и открытая в 1725 г., уже после смерти Петра I. Это было научно-учебное заведение: при ней был открыт Университет и гимназия для подготовки к нему. 
    С 1700 г. введен новый календарь. летоисчисление теперь велось от рождества Христова, а не от сотворения мира; отсчет нового года переносился с 1 сентября на 1 января.  
     
    При Петре стала выходить первая печатная газета «Ведомости» (1703), введение гражданского шрифта (1708–1710) способствовало развитию книгопечатания и книготорговли. открылся первый в России общедоступный публичный театр («комедиальные храмины») (1702–1706), открыты первая государственная библиотека (1714) и первый музей (Кунсткамера, 1719); введены на европейский манер брадобритие, узкая одежда и ассамблеи (реформа быта). 
    С 1722 г. Россия объявляется империей. Архитектура этого времени выражала силу и мощь Российской империи, отличалась плановостью застройки, ансамблевостью, преимущественно светским предназначением. Наиболее ярко это проявилось в строительстве основанного 16 (27) мая 1703 г. Санкт-Петербурга. Это был город регулярной застройки с прямыми улицами и с домами с регламентированной высотой (архитекторы Леблон, Трезини, Земцов, Коробов).  
    Петровские реформы в области культуры выводили страну из патриархального средневековья на путь ускоренного развития, европеизации и модернизации. Но проводились «сверху», насильственно и фактически коснулись сравнительно узкого круга, главным образом дворянства.
  2.   Основание Петербурга: принципы и особенности. Зодчие и строители

Информация о работе Шпаргалка по "культорологии"