Элитарная и массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………….......3
2. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры…...5
3.Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры……………………………………………………………………………....7
4. Философские основы массовой культуры ……………………………………....9
5. Элитарная культура как антипод массовой культуры……………………..........13
6. Заключение….…………………………………………………………………….16
7. Библиографический список…………………………………………..................17

Файлы: 1 файл

Элитарная и массовая культура.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Кафедра общественных наук

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Элитарная и массовая культура

 

 

 

По предмету «Культурология»

Выполнила студентка 1 курса РИНПО СПГУТД

Группа 1-РЗ-47С

ФИО: Баширова Лилия Рустамовна

Зачетная книжка № 1340078

Домашний адрес: Санкт-Петербург, ул.Бухарестская, д.23,                                                   корп.1, кв.934

 

ПРОВЕРИЛ:

доцент кафедры общественных наук

 Кислицына А.Н.                                                                                     

(должность, ФИО преподавателя)

____________________________

(подпись, дата)

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………….......3

2. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры…...5

3.Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры……………………………………………………………………………....7

4. Философские основы массовой культуры ……………………………………....9

5. Элитарная культура как антипод массовой культуры……………………..........13

6. Заключение….…………………………………………………………………….16

7. Библиографический список…………………………………………..................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура — это стремление к совершенству

посредством познания того,

что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят.

Арнольд Мэтью

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности

Само слово культура вошло в обиход европейской социальной    мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума.

Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.

В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.

В начале XX века широкую известность получила концепция «локальных» цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.

Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы предложил Лев Гумилев. Он уделил много внимания этому историческому явлению. Ему посвящена заключительная глава основного трактата Гумилева "Этногенез и биосфера Земли", значительная часть главы "Этногенез и культурогенез" работы "География этноса в исторический период"1.

В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а любая культура - это средство подавления и порабощения человека (Ницше).

Мертон  использовал понятие культуры для обозначения системы ценностей как органичной части социальной системы, определяющей степень ее упорядоченности и управляемости (структурно-функциональный анализ).

В современных условиях многие западные социологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это находит отражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока.

Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

В рамках же отдельного общества можно выделить:

-высокую (элитарную)

-народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и

-массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Цель работы – рассмотреть массовую и элитарную культуру.

Цель поставила решение следующих задач:

  1. Дать  понятие, рассмотреть исторические условия и этапы становления массовой культуры.
  2. Охарактеризовать экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры.
  3. Рассмотреть философские основы массовой культуры
  4. Изучить элитарную культуру как антипод массовой культуры.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и спсика использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, исторические условия и  этапы становления массовой культуры

 

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения2.

Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

1. Предпосылки  массовой культуры формируются  с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре  христианской цивилизации. В качестве  примера обычно приводятся упрощенные  варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные  на массовую аудиторию.

2. Истоки  массовой культуры связаны с  появлением в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно  расширившего аудиторию читателей  за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве  примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660—1731) — автора широко известного  романа «Робинзон Крузо» и  еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

3. Большое  влияние на развитие массовой  культуры оказал и принятый  в 1870 году в Великобритании закон  об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный  вид художественного творчества XIX века — роман.

И все-таки все вышеизложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру»3.

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса, поясняет Ортега. И далее он пишет: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыделенных ничем. Масса — это средний человек.

Таким образом, чисто количественное определение — «многие» — переходит в качественное»4. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип»5.

Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла «Конец идеологии» (1960 г.), в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»:

1. Масса  — как недифференцированное множество (т. е. противоположность понятию  класс).

2. Масса — как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет).

3. Массы  — как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как  придаток техники).

4. Массы  — как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе личность  теряет свою индивидуальность  в пользу стадности).

5. Массы  — как толпа. Здесь заложен  психологический смысл. Толпа не  рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может  быть культурным, но в толпе  — это варвар.

И Д. Белл делает вывод: массы — есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн (1911—1980). Он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Понимание средств связи» (1964 г.), «Культура наше дело» (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка6. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника — создала публику, электронная — массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэнь подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

 

 

2. Экономические предпосылки и  социальные функции «массовой»  культуры

 

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе7.

Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Информация о работе Элитарная и массовая культура