Чрезвычайное положение: условия введения, процедуры реализации и исторический экскурс на примере территории современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Объект изучения данной работы - совокупность отношений, складывающихся в условиях возникновения обстоятельств, которые служат основанием для введения чрезвычайного положения.
Целью работы является изучения и раскрытия условий и событий, которые могут являться основанием для введения режима чрезвычайного положения, а также обобщения деятельности административных органов, направленной на обеспечения режима чрезвычайного положения.

Содержание работы

Введение
3
Основная часть
-
Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ. Понятие и содержание чрезвычайного положения
4-6
Цели, источники правового регулирования, основания и порядок ввода чрезвычайного положения на территории РФ
6
Цели чрезвычайного положения
6
Основания введения чрезвычайного положения
7-8
Порядок ввода чрезвычайного положения
8-10
Система чрезвычайных мер
10-13
Гарантии прав и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения
13-17
Органы управляющие территорией, на которой введено чрезвычайное положение
-
Президент РФ
17
Комендант, временный специальный орган управления территорией. Федеральный орган управления территорией
17-19
Чрезвычайное положение: практика введения в современной России.
19-22
Заключение
22-23
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Контрольная БЖД Черезвычайное положение.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Цели, источники  правового регулирования, основания  и порядок ввода чрезвычайного  положения на территории РФ

1. Цели чрезвычайного положения

 

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. «Несомненно, что устранение обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, является первичной целью, поскольку без их устранения невозможно решить вопрос достижения конечной цели - обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации».

Институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм, определяющих:

·основания для введения режима чрезвычайного положения;

·государственный орган, уполномоченный вводить чрезвычайное положение;

·порядок введения чрезвычайного положения;

·временные и пространственные границы действия чрезвычайного положения;

·особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, допускающий ограничения прав и свобод граждан, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей;

·в федеративных государствах - временные изменения в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; иные изменения в системе общественных отношений.

2.2 Основания введения  чрезвычайного положения

 

Статья 3 Закона характеризует обстоятельства введения чрезвычайного положения как такие обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. При этом законодатель дает исчерпывающий перечень этих обстоятельств, которые подразделяет на две группы: 1) обстоятельства политического и криминогенного характера; 2) обстоятельства природного и техногенного характера.

К первой группе относятся следующие обстоятельства: попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти; вооруженный мятеж; массовые беспорядки; террористические акты; блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей; подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты.

Ко второй группе обстоятельств, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дается понятие чрезвычайной ситуации как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что чрезвычайное положение будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения чрезвычайного положения закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения чрезвычайной ситуации достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку - ставится вопрос о введении чрезвычайного положения.

Необходимо отличать понятие чрезвычайного положения от понятия чрезвычайной ситуации. И эти отличия состоят в следующем. Чрезвычайная ситуация складывается в результате объективных причин - аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, и ее наличие или отсутствие не зависит от принятия правового решения органом государственной власти или местного самоуправления о наличии чрезвычайной ситуации. В связи с чем при вынесении решения органом власти об установлении факта существования чрезвычайной ситуации и принятии мер по обеспечению безопасности населения (например, эвакуации) наиболее правильной представляется формулировка не как «введение режима чрезвычайной ситуации», а как «установление факта наличия чрезвычайной ситуации» того или иного вида и принятие в связи с этим соответствующих мер по спасению людей и имущества.

2.3 Порядок ввода  чрезвычайного положения

В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

При этом если сообщение о введении чрезвычайного положения Государственной Думе имеет скорее информационное значение, то такое сообщение Совету Федерации влечет за собой существенные правовые последствия, так как согласно п. "в" ст. 102 Конституции к ведению именно Совета Федерации относится утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения. Отказ Совета Федерации утвердить указ главы государства о введении чрезвычайного положения означает, что такой указ приходит в противоречие с Конституцией Российской Федерации, следовательно, реализация предусмотренных в нем мер чрезвычайного характера далее недопустима.

Институт утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения ставит главу государства в определенную зависимость от Совета Федерации.

Согласно ст.7 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" после обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно более короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного.

Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Отказывая в утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения, Совет Федерации берет на себя политическую ответственность за обеспечение безопасности граждан и защиту конституционного строя, гарантированию которых служит введение чрезвычайного положения. Однако Конституция не определяет ни субъектов этой ответственности, ни ее форм.

Законодатель установил, что при введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

В связи с тем, что чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации еще не вводилось, практики особенностей деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в этот период нет (см. Чрезвычайное положение: практика введения в современной России).

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

·обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения и обоснование необходимости его введения;

·перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;

·государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление чрезвычайных мер и их компетенция;

·границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, время вступления указа в силу, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения - о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения чрезвычайного положения, о поручениях Правительству и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Указ должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения, а также официально опубликован.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении чрезвычайного положения Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения.

При получении данного указа, председатель Совет Федерации незамедлительно направляет его текст Комитету Совета Федерации по безопасности и обороне и Комитету по делам Федерации и региональной политике. Ими подготавливаются заключения об утверждении указа Президента о введении режима чрезвычайного положения.

Рассмотрение вопроса об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на заседании Совета Федерации начинается с доклада Президента Российской Федерации, либо по его поручению полномочного представителя Президента в Совете Федерации, после чего оглашаются заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета по делам Федерации и региональной политике. Утверждение указа принимается/отклоняется большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (часть 3 ст. 102 конституции) и оформляется постановлением Совета Федерации. Данное постановление незамедлительно направляется Президенту Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации, причем с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о чрезвычайном положении не имеет разницы, вводится ли чрезвычайное положение на всей территории нашей страны или же ограничивается отдельными местностями: механизм его введения един независимо от того, какую территорию оно охватывает.

Исходя из ст. 38 Закона о чрезвычайном положении в случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях РФ федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел Российской Федерации), в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения.

В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного Пакта о гражданских и политических правах, в случае объявления чрезвычайного положения Президент России в трехдневный срок принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанному Международному Пакту, об объеме этих отступлений и причинах такого решения.

 

3. Система чрезвычайных  мер

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер - совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности, и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов. Этот перечень весьма обширный и включает, в частности право на жизнь, охрану государством достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания.

Информация о работе Чрезвычайное положение: условия введения, процедуры реализации и исторический экскурс на примере территории современной России